9 июля 1994 года скончался Израиль Брехман, которого считают «отцом» валеологии. Что это за наука такая, да и наука ли? MedAboutMe попробует разобраться в истории валеологии и найти ответы.
Валеология и ее «отцы»
Израиль Ицкович Брехман посвятил свою жизнь изучению свойств женьшеня и элеутерококка, их тонизирующих и адаптогенных свойств. Брехман попытался создать науку, не только изучающую здоровье, но и способную предложить методику его укрепления. По мнению ученого, валеология должна была выйти за рамки медицины и строиться на основе целого комплекса других наук, от экологии до психологии. В 1987 году Брехман издал книгу «Введение в валеологию — науку о здоровье». Название, образованное от латинского слова vale, одно из значений которого — здравствовать, быть здоровым, было предложено ранее: в 1982 году.
Однако многие последователи валеологии ясно или завуалированно намекали, что Брехман только предложил термин, а вот всю остальную, главную работу проделали другие, в другом месте и в другое время. Видимо, очень хотелось иметь отношение к пирогу, способному стать перспективным источником всевозможных благ.
Называет себя «стоявшим у истоков валеологии» В.П. Петленко, автор пятитомного труда «Валеология человека». Намекает на свою причастность академик В.П. Казначеев, также занимавшийся исследованиями в области адаптационных реакций человека в экстремальных климатических условиях. Претензии на закладывание базы под создание новой «науки» предъявляли также пропагандисты здорового образа жизни (ЗОЖ) среди работников нефтяной промышленности — В.И. Жолдак и Л.А. Калинкин.
Почему так хотелось им заявить о себе в связи с появлением валеологии?
Все просто: эта «наука» в смутные времена 1990-х стремительно набирала популярность.
Взлет и падение валеологии
Еще до выхода в свет труда Брехмана Минздрав СССР предложил ввести курс валеологии в программу обучения студентов медицинских ВУЗов и утвердил должность врача-валеолога. С 1993 года во Владивостоке регулярно выходят сборники трудов по тематике молодой «науки». Уроки валеологии были даже введены в программу школьного обучения, наряду или взамен уроков по ОБЖ.
Популярность валеологии была особенно велика в конце XX века. Но к этому времени под ее знаменами собралась такая разношерстная и далекая от науки публика, что терпение серьезных ученых лопнуло. В декабре 1999 года 139 видных деятелей науки и культуры, вместе с представителями Русской православной церкви, обратились к министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову с открытым письмом, в котором обоснованно характеризовали валеологию как лженауку и требовали исключить ее из образовательной программы.
В 2001 году короткий взлет валеологии закончился. Ее исключили из программы обучения школьников и студентов, причислили к псевдонаучным течениям маргинального толка. Но не запретили, и потому «врачи-валеологи» до сих пор практикуют в частных медицинских центрах, а в Белоруссии и Украине эта дисциплина продолжает преподаваться в школах и других учебных заведениях.
Уроки хиромантии и дианетики
Если бы валеология не начала плотно срастаться с эзотерикой и оккультизмом, а продолжала заниматься профилактикой заболеваний и пропагандой ЗОЖ, она, наверное, жила бы и здравствовала. Но ее адептам одной науки было мало, и в ход пошли куда более сомнительные течения. В учебниках для школ можно было с удивлением обнаружить темы, посвященные хиромантии и астрологии, биоэнергетике и карме. Хуже того: в учебниках излагались основы идеологии сектантского течения «Нью-Эйдж» и учения Рона Хаббарда, известного в России как дианетика и отнесенного к деструктивным сектам.
Критики валеологии указывают на то, что из первоначально заявленного курса на создание «науки об индивидуальном здоровье», она превратилась в оккультно-религиозный конгломерат, фетишизирующий тело и телесные потребности.
Особенное беспокойство вызывало у педагогов продвижение идеи свободы интимных отношений, возведение в норму раннего начала половой жизни, а также попытки воздействовать на детей с применением психотехник.
При этом валеология претендовала на то, чтобы занять место не только в медицине, но и педагогике. Насколько обоснованы эти претензии?
Критерии научности: соответствует ли им валеология?
Нет, не соответствует. Для того, чтобы считаться наукой, в валеологии слишком много оккультизма и религиозности, даже если это «религия здорового тела». Отсутствует четко сформулированный предмет исследования и нет научного метода. Все формулировки о задачах валеологии сводятся к туманным фразам о «новом педагогическом направлении в медицине», «синтезе научных знаний о здоровье человека и методах его укрепления», при этом в качестве теоретического фундамента называются философия, математика, химия и физика, помимо клинической медицины.
Но в понятие доказательной медицины никак не входит гадание по руке, которое использует валеология, равно как не попадает под это определение астрология и прочая эзотерика.
Нет у валеологов и методики достижения поставленных целей — воспитания культуры здоровья. Заявляя себя в качестве точной науки, валеология не в состоянии объяснить, как именно и в каких единицах предлагается количественно оценивать уровень индивидуального здоровья. За годы существования «науки» ее последователи так и не определились ни с методической, ни с экспериментальной базой, а в качестве теории предлагаются путаные рассуждения, представляющие собой не синтез различных научных дисциплин, а странный конгломерат, в составе которого всего понемножку — мистики, оккультизма, медицины, биологии, философии и всего того, что хотелось добавить от себя каждому следующему «гуру от валеологии».
Культ тела: нужен ли он?
Материалистичность валеологии проявляется в том, что это течение делает установку на телоцентризм. Физиология — все, собственное здоровье — высшая ценность. И ради обучения новых поколений «процессу здоровой жизни» валеологи не гнушаются вламываться в психику детей, применяя гипно- и ритмопедию, психологическое кодирование, запутывая неокрепшие умы оккультизмом и эзотерикой. «Наука о здоровом теле» зачем-то начинает вмешиваться в формирование у детей «понимания ключевых вопросов бытия».
Вот так. Не много и не мало.
Не удивительно, что валеология встретила серьезное сопротивление не только со стороны ученых, врачей и педагогов, но и со стороны Русской православной церкви, которая увидела в новой «науке» конкурента.
Попытки использовать педагогику и медицину для социальной адаптации валеологии не помогли, несмотря на ее показную материалистичность. Абстрактного здоровья не существует, как и методов точно измерить его количественно, и нельзя подходить с одними и теми же мерками к индийскому йогу, последователю Порфирия Иванова, московскому культуристу или кавказскому долгожителю, хотя все они могут с полным основанием считаться здоровыми.
Можно и нужно пропагандировать ЗОЖ, но не стоит приплетать к этому доброму делу метафизику и оккультизм, прикрывая все это наукообразным названием.
Кстати, одно из значений латинского слова vale — «Прощай!», и именно с этим значением слово чаще всего употреблялось. Таким образом, «валеология» может означать и прощание с научностью.
Прощай, валеология, не состоявшаяся как наука. Vale!
Валеология — бесспорно, не наука. Это сомнительная смесь эзотерики, оккультизма и астрологии, обрывков естественных наук и культа, я бы даже сказал — фетишизации тела. Предмет валеологии я могу охарактеризовать только как бессмысленный и плохо определяемый набор понятий, а так называемые «основные задачи валеологии» скорее напоминают программу партии, но никак не научной дисциплины.
С точки зрения философии, мировоззренческие претензии валеологии также необоснованны и весьма спорны.