Новогодние праздники, как никакие другие, способствуют активизации «магического» мышления у детей. С верой в Деда Мороза не сравнится даже Зубная Фея, меняющая выпавший зуб на монетки. Всем, и большим, и маленьким так хочется верить в чудеса! Широко раскрытые глаза ребёнка при виде красочной коробки, невесть откуда появившейся под елочкой, помогают родителям переживать счастливые моменты своего детства вновь и вновь. Ну а история про справедливого и всевидящего волшебника, который знает, достоин ли малыш подарка, несет и воспитательную ценность. Как отказаться от таких значимых бонусов? Да и надо ли от них отказываться, может быть, стоит максимально долго поддерживать веру в Деда Мороза и скрывать от детей правду?
Традиции, маркетинг и семейные ценности
Во время зимних праздников миллионы детей на всей планете охватывает так называемый феномен магического мышления. Вера в Деда Мороза, эльфов и Санта Клауса, ведьму Баффину, гномиков, кладущих уголь или сладости в башмачки, активно поддерживается родителями. Практически невозможно представить себе ситуацию, когда в доме есть ребёнок и нет истории про Деда Мороза или его зарубежных родственников. Даже если родители не желают внедрять подобные верования, детский социум и другие взрослые из круга общения малыша обязательно расскажут в подробностях, что и как должно происходить в Новый Год.
Под таким давлением общества вольно или невольно приходится делать выбор в пользу поддержки волшебной истории. Взрослые готовы отправлять письма в Великий Устюг, прятать в доме фигурки эльфов, оставлять подарки ночью под елочкой, чтобы малыш удостоверился в реальности сказочного персонажа. Тем более, что можно использовать некоторые манипуляции в воспитании, неоднократно напоминая в преддверии Нового Года, что Дед Мороз знает про все проступки и шалости. Это один из немногих случаев, когда взрослые имеют выраженный мотив выдавать сказочную историю за реальность.
Маркетинговые ходы различных компаний только помогают формировать у детей детализированную легенду о существовании сказочного персонажа. Многочисленные фильмы и мультики, книги с рождественскими историями, организации праздников в детских учреждениях и просто разговоры убеждают детей в реальности Деда Мороза. А еще можно получить письмо от Дедушки и даже самого Деда с визитом на дом, создать эффект посещения в новогоднюю ночь, «потеряв» пуговицу от шубы или большую красную рукавицу и, конечно, оставить под елочкой тот самый подарок-из-письма… Сегодня возможно практически все, даже организовать доставку снега с Северного Полюса с соответствующими штампами на упаковке.
Все это кажется довольно безобидным, правда? Взрослые часто рассматривают такие незначительные проявления выдумки и ухищрений как способ обогащения периода детства волшебными эпизодами, возможность добавить волнительных моментов к предвкушению праздника. Ведь детство и так наполнено сказками.
Но в подобных легкомысленных предпраздничных выдумках есть и обратная сторона. Если сравнивать историю о зимних волшебниках и просто сказки, то разница очевидна: сказочные персонажи не влияют непосредственно на жизнь детей, и никто не идет в лес, чтобы повесить на ветку красную шапочку для убеждения ребёнка в правдивости сказки. А вот веру в Деда Мороза взрослые готовы поддерживать и развивать.
Исследователи детской психологии рассказывают о вреде Деда Мороза
Все отлично знаю пословицы о вреде лжи. Но к Деду Морозу-то это не относится, это же фантазия и традиция, и здесь нет никакого вреда, не правда ли?
Увы, неправда. Доктора философии Кристофер Бойл и Кэти Маккей (Christopher Boyle, Kathy McKay), проводившие лонгитюдные (продолжительные) исследования о влиянии поддержки истории про Санта Клауса на детей, утверждают, что вера в волшебного персонажа в значительной степени негативно влияет на формирование доверия и семейных взаимоотношений. «Дети в конечном итоге узнают, что им лгали на протяжении нескольких лет. Это не только подрывает доверие к одной истории, но и побуждает их сомневаться во всех утверждениях взрослых».
Более того, такая длительная история убеждения ребёнка предоставляет ему шанс воспользоваться «индульгенцией» на ложь со своей стороны. Если все вокруг врут про Деда Мороза, так почему сам ребёнок не может сказать неправду в какой-либо ситуации?
Екатерина Валова, психолог
Сама по себе история про волшебных персонажей не несет вреда, но очень многое зависит от позиции взрослых. Наиболее опасной является «карательная функция» легенды о Деде Морозе. История про списки послушных и «плохих» детей, угроза остаться без долгожданного подарка может некоторое время удерживать малышей от шалостей и помогать им вовремя чистить зубы, хорошо себя вести и помогать по дому.
Однако в этой ситуации есть сразу два негативных момента. Тактически неверно привлекать Деда Мороза к воспитательному процессу, так как многие малыши чувствуют себя весьма некомфортно, зная, что некто наблюдает за каждым их шагом и решает, насколько они хороши. Тревожные дети могут испытывать повышенное беспокойство на протяжении всех предпраздничных дней, хуже спать, выказывать симптомы невротизации.
Стратегически же использование имени Деда Мороза в качестве воспитательной меры снижает уровень родительской власти и контроля, перекладывая эти функции на некое вымышленное существо. При разоблачении личности Деда Мороза у родителей не оказывается действенных инструментов влияния на ребёнка, что приводит к личностным кризисам и проблемам во взаимоотношениях.
Правда о Деде Морозе: так кто же приносит подарки?
В каждой семье рассказ про Деда Мороза строится на своих, устоявшихся семейных традициях. Исследователи отнюдь не призывают выходить на улицу и разбрасывать листовки с правдой про Дедушку, внучку и их полеты на лошадях в новогоднюю ночь.
Тем не менее, если дети спрашивают, существует ли Дед Мороз и задают вопросы, показывающие сомнения в реальности этого персонажа, надо иметь возможность рассказать правду. И желательно к такому вопросу подготовиться заранее. Почему это важно?
Защита доверительных отношений намного важнее, чем сохранение недолговечной фантазии. Ведь если не рассказать ребёнку самостоятельно, он все равно узнает (а, может быть, уже и узнал) от других детей всю истинную подоплеку ситуации и перестанет верить родителям.
Исследования специалистов также доказывают, что честность — в большой мере наследуемое качество. Правдивые родители способны воспитывать честных детей, и отношения в таких семьях намного крепче.
Чтобы не пожалеть впоследствии о тщательно выстроенной истории, можно изначально или по достижении ребёнком сознательного возраста предлагать легенду про Дедушку Мороза как сказку, которая поддерживается из поколения в поколение и является традиционной для зимних праздников. Важно воздерживаться от утверждения, что этот вымышленный персонаж — реален. Но можно высказывать недоумение о его способностях, совместно изучать маршруты доставки подарков всем детям, строить предположения о скорости и виде транспорта, типе передвижения или смысле возникновения подобной истории.
Когда приходит время поставить финальную точку и раскрыть всю правду, стоит обратиться к книгам и историческим аспектам, чтобы прояснить происхождение персонажа Святого Николая и расширить понимание новогодних и рождественских праздников, смысл обмена подарками как способ выражения любви к родным и друзьям. В конце концов, это та традиция, которую мы действительно хотим передать нашим детям — выражать заботу о близких людях в различной форме, даже порой и прикрывая свои лучшие намерения мифическим Дедом Морозом.