На самом деле не такая уж эта инфекция и новая. Вирус был обнаружен впервые в середине 20 века у лабораторных обезьянок, через 20 лет, в 1970 году — у жителей Демократической Республики Конго, и все время инфекция там и обитала, вызывая время от времени вспышки заболеваемости, о которых особо никто не беспокоился. Как водится, болезнь не считается серьезной, пока от нее не начинают страдать жители так называемого «цивилизованного мира». Что и произошло: случаи заболевания обезьяньей оспой зарегистрированы более чем в 10 странах Европы и Америки, и Всемирная организация здравоохранения уже созывает экспертов на чрезвычайную встречу, чтобы обсудить эту вспышку. Более пятисот случаев заболевания в Нигерии за последние пять лет чрезвычайных совещаний не требовали.
Обсудим эту тему и мы вместе с MedAboutMe.
Оспа возвращается?
Черная оспа, уносившая в прежние времена сотни тысяч человеческих жизней, и оставлявшая глубокие отметины на лицах выживших, была побеждена в прошлом веке массовой вакцинацией. В нашей стране обязательные ранее прививки от оспы перестали делать с 1980 года, исключение составляют только отдельные категории людей, которые могут подвергаться риску инфицирования в силу своей профессиональной деятельности. Это означает, что все, родившиеся после, от натуральной оспы не защищены, в отличие от старшего поколения, носящего на предплечьях небольшие отметины — следы вакцинации.
Вирус обезьяньей оспы является «родственником» оспы натуральной, «черной», оба они относятся к одному семейству Poxviridae. И это сразу дает основания сообщить хорошую новость: имеющиеся противооспенные вакцины достаточно эффективны и от обезьяньей оспы. Это подтвердили специалисты государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор». Старая добрая вакцина защищает от обезьяньего вируса на 85%, что вполне неплохо. Особенно, если учитывать не очень высокую (пока, по крайней мере) вирулентность инфекции. Но на всякий случай тест-систему, которая поможет выявить вирус обезьяньей оспы, в «Векторе» уже создали.
Кстати, к этому же семейству относятся и другие виды оспы, которыми болеют различные млекопитающие, от небольших грызунов до сельскохозяйственных животных, птицы, и даже насекомые. Из заболеваний человека к семейству ортопоксвирусов относится контагиозный моллюск, которым болеют дети: заболевание не опасное, но долго не проходящее. Впрочем, коровьей оспой люди тоже заражаются. Более того: именно вирус коровьей оспы послужил основой для создания первой вакцины. Что осталось в самом названии этой группы медицинских препаратов: vacca означает «корова»
Специалисты «Вектора» оценивают риск завоза нового вируса в Россию как низкий. Однако, лучше все-таки быть готовыми к разным сценариям развития событий.
К счастью, у России есть успешный опыт массовой вакцинации против оспы — той самой, натуральной, смертельно опасной. Это произошло в самом начале 1960 года в Москве, когда менее чем за 3 недели было привито почти 10 млн жителей Москвы и Подмосковья.
Итак, можно сделать некоторые выводы:
- Хотя натуральная оспа была побеждена, родственные вирусы продолжают жить и здравствовать, и никуда не делись.
- Существующая противооспенная вакцина достаточно эффективна и от других видов оспы, но в настоящее время не применяется за ненадобностью.
- Но при необходимости может начать применяться.
Оспа обезьян: факты
С момента обнаружения вируса никто им особенно не интересовался, за исключением редких вспышек заболевания. Но в Африке с медициной, мягко говоря, очень проблематично, и с медицинской статистикой — тем более. Никто точно не знает, сколько за это время переболело человек, сколько умерло.
Известно, однако, что с момента прекращения вакцинации от натуральной оспы заболеваемость выросла более чем в 20 раз.
По мнению специалистов, в Африке существует два очага оспы обезьян, причем несколько разных типов. Вирус из Демократической Республики Конго более «злой», и более летальный. Эксперты называют цифры от 1 до 22%, хотя большинство склоняются к 10% (в среднем). Другой очаг — Нигерия, где распространена более «мягкая» форма вируса, почти никогда не приводящая к гибели. Были зарегистрированы случаи заболевания и в других африканских странах: по данным ВОЗ — в Габоне, Либерии, в Конго (которая просто Республика, в отличие от Демократической Республики), в Кот-д’Ивуаре, Южном Судане, Камеруне, Сьерра-Леоне.
Именно нигерийский вирус вызвал в 2003 году вспышку заболеваемости в США, после чего и привлек к себе внимание. В Америку вирус попал вместе с сумчатой крысой из Африки, которая в зоомагазине заразила других грызунов — луговых собачек. Те, кто контактировал с симпатичными зверушками, заразились. Но никто из 93 инфицированных не умер, и интерес к этой теме опять угас. Были отдельные завозные случаи в 2018 году — в Израиле и Великобритании, в 2019 — в Сингапуре.
А с 2017 года количество заболевших в Африке растет. В 2016 году в ЦАР была зарегистрирована вспышка болезни, в результате 10 человек скончались. В 2018 туристы, побывавшие в Нигерии, впервые привезли оттуда не только сувениры, но и обезьянью оспу, а потом «поделились» инфекцией с медсестрой в клинике, где лечились.
В 2021 году еще один турист привез из Нигерии оспу в США, но им одним дело и ограничилось, к счастью.
И вот — следующая «серия». В конце апреля житель Великобритании привез из Конго оспу. 12 мая были подтверждены еще два случая в Лондоне, причем связи между этими двумя и первым заболевшим обнаружено не было. И пошло-поехало: 17 мая еще четверо в другой части страны. 18 мая о новых заболевших сообщают одновременно Португалия, Испания, Канада, США. К 20 мая Испания уверенно выбивается в лидеры с 30 подтвержденными случаями обезьяньей оспы, поступают сообщения о заболеваниях в Бельгии, Франции, Италии, Германии, Австралии.
По сообщениям врачей Великобритании, значительная часть, 6 из 11 заразившихся являются лицами, вступавшими в однополые половые контакты. Однако половой путь передачи инфекции не подтвержден никакими исследованиями. Эксперты называют следующие пути заражения: воздушно-капельный и контактный. Так что, возможно, имеет место именно контактный путь инфицирования. Хотя исключать ничего нельзя: обмен биологическими жидкостями также может быть способом «поделиться» оспой обезьян с половым партнером любого пола.
Симптомы и лечение
Для заболевания характерен инкубационный период, который может длиться от 6 до 21 дня, после чего начинают проявляться следующие симптомы:
- лихорадка, сопровождаемая выраженной головной болью, болью в спине и в мышцах;
- увеличение лимфатических узлов;
- сильная слабость.
Через 1-3 дня на коже появляется сыпь, причем в 95% случаев — на лице, и в 75% случаев — на кистях рук и ступнях, откуда затем распространяется по телу. Высыпания могут появляться также на слизистой оболочке полости рта и половых органов, на веках и роговице глаз. Последнее может стать причиной потери зрения.
Через несколько дней папулы превращаются в везикулы — пузырьки с гнойным содержимым. Примерно через 10 дней на везикулах образуются корочки, на месте которых возможно формирование рубцов.
Как правило, заболевание проходит в течение 2-3 недель, однако бывают и тяжелые случаи с неблагоприятным исходом.
Вероятно и бессимптомное протекание болезни.
Лекарств от обезьяньей оспы, как сообщает ВОЗ, нет. Однако FDA одобрила для лечения поксвирусных инфекций препарат тековиримат, который может быть эффективным и против оспы обезьян. В Российской Федерации этот препарат регистрацию не проходил. А потому — профилактика «наше все».
В Африку сейчас летают немногие, а тем, кто собирается, лучше поменьше контактировать с местными животными, причем не только с обезьянами, но и с грызунами. Не употреблять в пищу непроваренное или непрожаренное мясо, чаще мыть руки.
Дома — воздержаться от посещения контактных зоопарков с экзотическими животными, и приобретения таких животных для домашнего содержания.
Ключом к предотвращению вспышек обезьяньей оспы является прекращение передачи вируса от животных к человеку, и изоляция инфицированных людей от общения со здоровыми. По нашему мнению, без повторных интродукций зоонозов заболевание в человеческом социуме прекратилось бы естественным образом. Однако, каждый новый случай заражения заставляет вирус мутировать, и какими будут эти мутации, предсказать не представляется возможным. Поэтому не следует недооценивать степень опасности, которую представляет собой оспа обезьян.