Занятия музыкой благотворно влияют на развитие и психику ребёнка. Иногда родители считают, что если в семье нет музыкально одаренных людей, то не стоит знакомить детей с инструментами или отдавать их в музыкальную школу. Такое мнение является ошибочным. Музыкальные занятия гармонизируют личность, развивают познавательные способности, чувство ритма и слуха, приучают любить прекрасное и чувствовать его. Что нужно знать о влиянии музыки на детское развитие, если ребёнок «горит» желанием посещать музыкальную школу и играть на каком-либо инструменте? Об этом можно узнать из данной статьи.
Музыка в жизни ребёнка
Если ребёнок с раннего возраста знаком с видами искусства, такими как музыка, живопись, литература, его развитие происходит в соответствии с природными способностями и отличается высоким уровнем духовности и нравственных качеств характера. Музыка развивает и обогащает эмоциональный мир ребёнка, развивает чувствительность и способность понимать процессы и события в окружающем мире гораздо точнее и правильнее.
Музыкальные произведения успокаивают и гармонизируют эмоциональный фон ребёнка. Когда он слушает произведение или исполняет его, то настраивается на особую волну восприятия — ту, которую невозможно увидеть, а лишь почувствовать. Музыка способна передавать ребёнку ощущение и настроение — его и окружающих людей. Это можно легко заметить, когда дети с первых нот музыкального произведения определяют, каким по характеру оно является — грустным или веселым, бодрым или печальным. Значение музыки в жизни ребёнка велико и многозначно. Самую большую пользу от музыкальных занятий ребёнок получает тогда, когда играет на инструменте или изучает произведения с удовольствием и желанием.
Познавательная сфера детей
Занимаясь в музыкальной школе, ребёнок обогащается эмоционально, учится тонко чувствовать мир отношений и событий, лучше понимать себя и других людей, становится более спокойным. Многие родители и педагоги замечают, что личность ребёнка, который искренне любит музыку, отличается особой духовностью и глубиной. Кроме этого прослушивание произведений и игра на инструментах развивают познавательную сферу.
- Память. Во время занятий ребёнок тренирует виды восприятия, поэтому благодаря музыке, у него хорошо развивается слуховая, зрительная эмоциональная память.
- Мышление. Музыка оказывает хорошее влияние на развитие мыслительных процессов и математических способностей. Играя, дети знакомятся с такими понятиями, как пространство и время, а также, представляя образы и мелодии, у них развивается абстрактное мышление — что является базовой основой для развития математических способностей. Кроме того, в музыке есть много правил и границ, которые следует знать и соблюдать — это приучает детей к четкости, внимательности и самостоятельности.
- Воображение. Этот познавательный процесс идет рука об руку с музыкальными способностями, потому что знакомство с произведениями предполагает представление образов. Чем больше дети играют или слушают композиции, тем богаче становится воображение, потому что они постоянно тренируют его.
- Восприятие. Музыкальные произведения по-разному отражаются на детском сознании. Бодрые и быстрые мелодии способны вызывать активность и приподнятое настроение, а минорные и мелодичные ноты способствуют спокойствию или появлению грусти. Чем чаще ребёнок испытывает такие перемены в восприятии, тем лучше и правильнее он понимает внутренние процессы, которые происходят у него.
Музыка и характер личности
Кроме общего положительного влияния на детскую психику, музыка влияет также на личность ребёнка. Близкое знакомство с ней помогает быть более общительным и внимательным, уметь управлять своими чувствами и эмоциями, понимать мир отношений и окружающих людей, формирует интерес ко всему прекрасному, что есть вокруг. Дети, которые с раннего возраста получали музыкальное образование, являются более ответственными и пунктуальными, нежели их сверстники, которые мало знакомы с музыкальными произведениями, игре на них.
Когда ребёнок не хочет заниматься
Бывает так, что дети, ранее демонстрирующие искренний интерес к музыкальным занятиям, вдруг отказываются от них. Родители в таком случае очень беспокоятся за их будущее, и не хотят, чтобы финансовые и эмоциональные траты оказались напрасными. Что делать взрослым, если ребёнок больше не хочет посещать занятия музыкой?
Стоит понять, что происходит с ребёнком — ему надоела музыка или он отказывается вообще от любой деятельности? Возможно, он устал и ему требуется некоторое время, чтобы отдохнуть?
Что делать, если занятия перестали вызывать интерес? В любом случае ребёнку требуется отдых и внимание. Если он еще маленький — в раннем или дошкольном возрасте — не стоит «давить» на него и заставлять посещать музыкальную школу. Незапланированные каникулы или короткие выходные — это отличная возможность «разгрузить» психику и отвлечься.
Чтобы понять, почему у ребёнка пропал интерес к музыкальным занятиям, стоит задуматься над тем, был ли он у него вообще? Иногда бывает так, что интерес к музыке испытывают не дети, а родители. Тогда сложно говорить о том, что ребёнок продолжит заниматься — возможно, у него есть другое хобби, и он пойдет своим путем.
Дети часто бросают музыкальную школу, когда подрастают, даже несмотря на то, что у них было сильное желание играть. Причиной этого может являться подростковый возраст, когда ребёнку интереснее общаться со сверстниками и изучать свою личность. Такой бунт является нормальным. Родители должны поддержать подростка на этом этапе, понять, что ему хотелось бы от отношений и общения и возможно, постепенно «возвращать» музыку в его жизнь.
Рекомендации родителям
Сталкиваясь с первыми трудностями во время обучения ребёнка музыкой — когда у него не выходят занятия по сольфеджио или вокалу, трудно усваивать ноты или тренировать слух — нельзя обесценивать детские способности, «давить» на ребёнка, ругать его. Музыка — это тонкое искусство, заниматься которым следует также бережно и неторопливо.
Следует обратить внимание на то, какие отношения складываются у ребёнка с педагогом — то, как они смогут «совпадать» друг с другом эмоционально и устанавливать контакт, влияет на интерес к музыке и понимание произведений.
Нельзя силой заставлять ребёнка играть на том инструменте, который нравится родителям. Пусть дети знакомятся с тем инструментом, который интересен им.