В вашем доме появился замечательный сосед, вот только видит его один лишь ребёнок? Фея или лучший друг детства, старший товарищ и даже Карлсон, который живет на крыше, — совсем не редкие персонажи, населяющие воображаемый мир детей. Однако читать про Карлсона и проделки Малыша совсем не одно и то же, что слышать от собственного ребёнка о различных проказах или приключениях, совершаемых вместе с кем-то невидимым. Спокойствие, только спокойствие, как говорил тот самый Карлсон. Ничего страшного в такой ситуации нет. MedAboutMe рассказывает о трех основных причинах возникновения воображаемых друзей, и какими способами можно бороться с их присутствием и хулиганскими выходками.
Мир ребёнка: фантазийный и реальный
Фантазия и воображение наиболее активно развиваются у детей с 3 до 5 лет. Начинаются сюжетные игры, в которых ребёнок сначала наделяет ролями свои игрушки, придумывая для них истории, действия, реплики в соответствии с собственным замыслом. Как правило, в этом возрасте игрушки «отыгрывают» увиденные ситуации или сюжеты из сказок. Малыш при этом выступает или за одного из участника сюжета, или же режиссирует всю «постановку». Наблюдая за играми и участвуя в них, можно узнать, как дети воспринимают различных взрослых — родных, близких, воспитателей, распознать конфликты и методы взаимодействия, научить малыша различным видам реакций.
С пяти лет начинается активное развитие сюжетно-ролевой игры уже не с игрушками, а с другими детьми. Полоролевые, профессиональные игры помогают детям идентифицировать себя с мальчиками или девочками, узнавать и проигрывать различные социальные и профессиональные роли. Сказочные или приключенческие сюжеты с победой над врагами — также одно из любимейших направлений сюжетных игр. Но как быть, если настоящих друзей или просто знакомых сверстников вокруг нет, или же окрестные дети не хотят играть в то, что предлагает ребёнок?
Почему появляется выдуманный друг детства?
- Первая причина — социальная. Дети, которые нуждаются в компании сверстников, повышенном внимании окружающих и массовых играх для удовлетворения фантазийных сюжетов, не удовлетворятся одним другом детства, даже самым лучшим. Еще сложнее, если такой ребёнок основную часть дня проводит в компании только мамы, няни или бабушки. Тогда нехватка «массовки» может вызвать появление воображаемого друга. То есть причина появления выдуманного друга у общительного ребёнка — одиночество.
И другой вариант, тоже возникающий из-за специфики социальной жизни детей: потребность в проигрывании сюжетов, где ребёнок становится старшим, более опытным, успешным. Эта ситуация нередко возникает у младших детей в семьях, где их избыточно воспитывают не только родители, но и старшие сестры и братья. В таком случае ребёнок обучает воображаемого «младшего» своим навыкам, использует реплики, услышанные от родителей и сиблингов.
- Вторая возможная причина — страх и потребность в поддержке. В таком случае воображаемый друг детства возникает в соответствии с тем же механизмом, что и у взрослых. Только взрослые не дают волю фантазии, а ограничиваются рассказами об «одном знакомом, у которого возникла такая проблема». А дети проигрывают ситуацию полностью.
Запускают появление выдуманного друга в таких случаях обычно стрессовые ситуации: переезды, болезни, смерть родственников или питомца, ссоры родителей и т. д.
- Третья причина — опасение последствий своих шалостей. Как быть, если конфету хочется, а мама запретила? Что делать, если на стене ну очень хотелось порисовать, а теперь страшно, что отругают? Наверняка спасет выдуманный друг — неуловимый товарищ, которому за проделки ничего не будет. А сам ребёнок вроде бы ни в чем и не виноват.
Что делать родителям с выдуманными друзьями детей?
Что делать, если у ребёнка завелся невидимый друг? Самый первый вопрос родителей фантазеров: как реагировать на разговоры о друге? Стоит ли игнорировать и не обращать внимания или, напротив, активно включаться в происходящее?
- Отрицать, высмеивать и активно утверждать, что друг есть только в фантазиях, не стоит. Так ребёнок может начать сомневаться, все ли с ним в порядке. Ведь если родители отрицают вымышленную историю (хотя в мире полно сказок), значит, сам малыш не вполне нормален?
- Но и самостоятельно напоминать о воображаемых друзьях, спрашивать о них, звать к столу или на прогулку не стоит. Лучше подождать, пока сам ребёнок не начнет о них рассказывать.
Что еще стоит делать?
- Если ребёнок просит включиться в игру, можно поучаствовать и поузнавать, что любит невидимка, где он спит, что ест на обед и во что предпочитает играть. Не стоит акцентировать внимание на том, что этот друг — выдумка. В конце концов, если ребёнок рассказывает сказку, мы же не тревожимся по этому поводу, а поощряем сочинить ее поинтереснее.
- Если дружок — активный хулиган, нарушающий все правила в доме, то к нему применяют те же принципы воспитания, что и к реальным друзьям. Разве может хороший друг напакостить, изрисовать обои, разбить тарелки и убежать?
- Избавляться от воображаемых друзей можно также, замещая их реальными: расширять круг общения детей, помогать заводить новых знакомых вне привычного окружения во дворе и детском саду. Стоит помочь ребёнку найти именно тех друзей, которые будут разделять его увлечения, записать его в кружок по интересам или в спортивную секцию, сходить в библиотеку, парк, на новую площадку.
- Хороший способ, помогающий перевести воображаемого приятеля из ценного и единственного друга в фантазию, — нарисовать вместе с ребёнком историю про невидимку, сочинить рассказ о приключениях, прочитать вместе с родными, показать друзьям.
Выдуманный друг у детей 2-8 лет — не отклонение, а нормальное явление, помогающее ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и овладевать социальными навыками. А еще такая фантазия помогает родителям лучше понимать своего малыша, узнавать о том, что его волнует, тревожит, привлекает и интересует.