Воображаемые друзья у детей: как они появляются и что делать?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В вашем доме появился замечательный сосед, вот только видит его один лишь ребёнок? Фея или лучший друг детства, старший товарищ и даже Карлсон, который живет на крыше, — совсем не редкие персонажи, населяющие воображаемый мир детей. Однако читать про Карлсона и проделки Малыша совсем не одно и то же, что слышать от собственного ребёнка о различных проказах или приключениях, совершаемых вместе с кем-то невидимым. Спокойствие, только спокойствие, как говорил тот самый Карлсон. Ничего страшного в такой ситуации нет. MedAboutMe рассказывает о трех основных причинах возникновения воображаемых друзей, и какими способами можно бороться с их присутствием и хулиганскими выходками.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Мир ребёнка: фантазийный и реальный

Мир ребёнка: фантазийный и реальный

Фантазия и воображение наиболее активно развиваются у детей с 3 до 5 лет. Начинаются сюжетные игры, в которых ребёнок сначала наделяет ролями свои игрушки, придумывая для них истории, действия, реплики в соответствии с собственным замыслом. Как правило, в этом возрасте игрушки «отыгрывают» увиденные ситуации или сюжеты из сказок. Малыш при этом выступает или за одного из участника сюжета, или же режиссирует всю «постановку». Наблюдая за играми и участвуя в них, можно узнать, как дети воспринимают различных взрослых — родных, близких, воспитателей, распознать конфликты и методы взаимодействия, научить малыша различным видам реакций.

С пяти лет начинается активное развитие сюжетно-ролевой игры уже не с игрушками, а с другими детьми. Полоролевые, профессиональные игры помогают детям идентифицировать себя с мальчиками или девочками, узнавать и проигрывать различные социальные и профессиональные роли. Сказочные или приключенческие сюжеты с победой над врагами — также одно из любимейших направлений сюжетных игр. Но как быть, если настоящих друзей или просто знакомых сверстников вокруг нет, или же окрестные дети не хотят играть в то, что предлагает ребёнок?

Почему появляется выдуманный друг детства? 

  • Первая причина — социальная. Дети, которые нуждаются в компании сверстников, повышенном внимании окружающих и массовых играх для удовлетворения фантазийных сюжетов, не удовлетворятся одним другом детства, даже самым лучшим. Еще сложнее, если такой ребёнок основную часть дня проводит в компании только мамы, няни или бабушки. Тогда нехватка «массовки» может вызвать появление воображаемого друга. То есть причина появления выдуманного друга у общительного ребёнка — одиночество.

И другой вариант, тоже возникающий из-за специфики социальной жизни детей: потребность в проигрывании сюжетов, где ребёнок становится старшим, более опытным, успешным. Эта ситуация нередко возникает у младших детей в семьях, где их избыточно воспитывают не только родители, но и старшие сестры и братья. В таком случае ребёнок обучает воображаемого «младшего» своим навыкам, использует реплики, услышанные от родителей и сиблингов.

  • Вторая возможная причина — страх и потребность в поддержке. В таком случае воображаемый друг детства возникает в соответствии с тем же механизмом, что и у взрослых. Только взрослые не дают волю фантазии, а ограничиваются рассказами об «одном знакомом, у которого возникла такая проблема». А дети проигрывают ситуацию полностью.

Запускают появление выдуманного друга в таких случаях обычно стрессовые ситуации: переезды, болезни, смерть родственников или питомца, ссоры родителей и т. д.

  • Третья причина — опасение последствий своих шалостей. Как быть, если конфету хочется, а мама запретила? Что делать, если на стене ну очень хотелось порисовать, а теперь страшно, что отругают? Наверняка спасет выдуманный друг — неуловимый товарищ, которому за проделки ничего не будет. А сам ребёнок вроде бы ни в чем и не виноват.

Что делать родителям с выдуманными друзьями детей?

Что делать родителям с выдуманными друзьями детей?

Что делать, если у ребёнка завелся невидимый друг? Самый первый вопрос родителей фантазеров: как реагировать на разговоры о друге? Стоит ли игнорировать и не обращать внимания или, напротив, активно включаться в происходящее?

  • Отрицать, высмеивать и активно утверждать, что друг есть только в фантазиях, не стоит. Так ребёнок может начать сомневаться, все ли с ним в порядке. Ведь если родители отрицают вымышленную историю (хотя в мире полно сказок), значит, сам малыш не вполне нормален?
  • Но и самостоятельно напоминать о воображаемых друзьях, спрашивать о них, звать к столу или на прогулку не стоит. Лучше подождать, пока сам ребёнок не начнет о них рассказывать. 

Что еще стоит делать?

  • Если ребёнок просит включиться в игру, можно поучаствовать и поузнавать, что любит невидимка, где он спит, что ест на обед и во что предпочитает играть. Не стоит акцентировать внимание на том, что этот друг — выдумка. В конце концов, если ребёнок рассказывает сказку, мы же не тревожимся по этому поводу, а поощряем сочинить ее поинтереснее.
  • Если дружок — активный хулиган, нарушающий все правила в доме, то к нему применяют те же принципы воспитания, что и к реальным друзьям. Разве может хороший друг напакостить, изрисовать обои, разбить тарелки и убежать?
  • Избавляться от воображаемых друзей можно также, замещая их реальными: расширять круг общения детей, помогать заводить новых знакомых вне привычного окружения во дворе и детском саду. Стоит помочь ребёнку найти именно тех друзей, которые будут разделять его увлечения, записать его в кружок по интересам или в спортивную секцию, сходить в библиотеку, парк, на новую площадку.
  • Хороший способ, помогающий перевести воображаемого приятеля из ценного и единственного друга в фантазию, — нарисовать вместе с ребёнком историю про невидимку, сочинить рассказ о приключениях, прочитать вместе с родными, показать друзьям.

Выдуманный друг у детей 2-8 лет — не отклонение, а нормальное явление, помогающее ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и овладевать социальными навыками. А еще такая фантазия помогает родителям лучше понимать своего малыша, узнавать о том, что его волнует, тревожит, привлекает и интересует.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 26.09.2018 12:47, обновлено 17.04.2020 18:25
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Нарушения коммуникационной сферы у детей
Общение – важная часть человеческой жизни. Какие признаки в поведении ребенка говорят о его нарушении?
Осторожно: невыраженные чувства детей!
Что происходит с детьми, если их чувства остаются не выраженными? Как помочь малышу экологично выразить отрицательные эмоции?
Что ранит детскую психику?
Некоторые события в жизни ребенка ранят психику. Узнайте, от чего следует оберегать детей.
Как уберечь ребенка от зависимого поведения?
Некоторые методы воспитания негативно отражаются на дальнейшей жизни ребенка. Как уберечь его от зависимого поведения?
Почему дети не слушают: 10 основных причин
Почему ребенок не слушается? Перечислим десять распространенных причин плохого поведения детей.
Кризис семи лет у ребенка
К семилетнему возрасту ребенок вступает в кризисный период. Что должны знать о нем родители?