Давно ли вы читали детям книжки вслух? А вам в детстве читали родители или бабушки? А знаете ли вы, что семейное чтение — очень важный фактор развития ребёнка?
MedAboutMe расскажет, почему важно не отказываться от традиции чтения вслух детям. Начните делать это уже сегодня!
«Почитай мне, мама, книжку»
В прежние времена традиция семейного чтения была повсеместно распространенной. По крайней мере, в семьях, где умели читать и могли позволить себе покупать книги. В том числе и те, что специально предназначались для семейного чтения.
В воспоминаниях многих известных людей часто мелькает именно это: как вечерами вся семья собиралась в гостиной, чтобы почитать вслух. Так было и в России, и в Европе, и в Америке.
Современные исследователи определили даже тот период, когда традиции семейного чтения стали отмирать: это последняя четверть прошлого века, начиная с конца семидесятых. Хотя происходило это не повсеместно и не быстро. Многие из тех, кто сегодня уже обзавелся внуками, хорошо помнят эти совместные вечера чтения, и вспоминают их с ностальгией и теплотой.
Все чаще вспоминаю, как мама читала нам с сестрой вечерами, когда мы жили в маленьком шахтерском городке Кузбасса, где наш отец тогда работал и писал диссертацию. Пока папа сидел в своем кабинете, мы с мамой уютно устраивались на широком диване, закутавшись в теплый плед, и она читала нам разные книжки.
Мне лучше всего запомнились грузинские народные сказки — толстая книжка, почему-то без обложки, но с очень красивыми иллюстрациями-гравюрами. И все шесть томов Майн Рида. А сестра лучше всего запомнила Джерома К. Джерома, «Трое в лодке, не считая собаки». Читали и «Волшебника Изумрудного города», и книги Виталия Бианки о природе, и Пришвина, и «Руслана и Людмилу», и много-много других книг. Не потому, что мы с сестрой сами читать н[cite title="Личный опыт" src="" name="Екатерина, 60 лет"]
Все чаще вспоминаю, как мама читала нам с сестрой вечерами, когда мы жили в маленьком шахтерском городке Кузбасса, где наш отец тогда работал и писал диссертацию. Пока папа сидел в своем кабинете, мы с мамой уютно устраивались на широком диване, закутавшись в теплый плед, и она читала нам разные книжки.
Мне лучше всего запомнились грузинские народные сказки — толстая книжка, почему-то без обложки, но с очень красивыми иллюстрациями-гравюрами. И все шесть томов Майн Рида. А сестра лучше всего запомнила Джерома К. Джерома, «Трое в лодке, не считая собаки». Читали и «Волшебника Изумрудного города», и книги Виталия Бианки о природе, и Пришвина, и «Руслана и Людмилу», и много-много других книг. Не потому, что мы с сестрой сами читать не умели. Я тогда уже ходила в школу, а сестренка, хоть и была на 5 лет моложе меня, но тоже уже читала вовсю. Просто это было совсем другое: слушать мамин голос, прислонив голову к ее мягкому плечу. А потом спрашивать о чем-то, обсуждать прочитанное. А те моменты, когда мы все втроем хохотали над чем-то из книжки, вообще драгоценны. Возможность вместе нахохотаться до слез сближает даже больше, чем возможность вместе поплакать.
Вот что говорят о семейном чтении ученые.
Совместное чтение является важной частью социокультурного развития детей. Когда взрослые читают детям книгу, они одновременно расширяют их словарный запас, так как книжный язык всегда богаче повседневного, даже если брать не только речь, обращенную к детям, то есть упрощенную, но и тот язык, которым взрослые общаются между собой. Узнавая новые слова, ребёнок расширяет свой кругозор.
В книгах описываются человеческие эмоции, модели социальных взаимоотношений, поведение, и все это позволяет не только научиться распознавать эмоции других людей: обсуждение прочитанного улучшает взаимопонимание между родителями и детьми.
Дети, родители которых часто читают им вслух, раньше начинают читать сами, обладают более связной и выразительной речью, лучше понимают чувства других людей, и более склонны к сочувствию и эмпатии.
Исследования, проводимые в группах детей двух возрастных групп (от рождения до 3 лет и от 3 до 5 лет) показали: те, кому родители чаще читали вслух детские книжки, впоследствии лучше выстраивали психосоциальные связи и взаимодействия. У них снижалась гиперактивность, агрессия, они могли лучше концентрироваться и удерживать внимание на задаче, быстрее овладевали навыками чтения и лучше умели выражать свои мысли.
Семейное чтение вслух, безусловно, должно использоваться как инструмент для улучшения социально-эмоционального развития детей.
Вот что произойдет, если родители будут часто читать детям.
Расширение словарного запаса
В норме ребёнок все равно научится говорить, если к этому нет физических или неврологических препятствий. Но то, насколько развитой будет его речь, богат словарный запас, от семейных чтений зависит довольно сильно. Книжная речь более сложная, красочная и правильнее выстроенная. Слушая хорошую книгу, читаемую самым знакомым в мире и самым любимым голосом, ребёнок учится более правильно, логично и связно выражать свои мысли.
Тренировка памяти
Слушание историй и рассказов побуждает запоминать персонажей, улавливать смысл повествования, выстраивать в уме образные картинки. Все это способствует развитию памяти, как словесной, так и образной.
Полезно время от времени останавливаться и просить ребёнка пересказать услышанное, хотя бы ключевые моменты.
Кстати, это поможет лучше понимать ребёнка, так как выявляет то, что интересует его сильнее всего.
Развитие образного мышления и фантазии
Воображение, фантазия тесно связаны с творчеством, способностью мыслить нешаблонно. Для развития этих качеств самыми важными являются первые три года жизни ребёнка. Парадокс заключается в том, что воображение развивается тем лучше, чем обширнее и разнообразнее накопленный опыт человека, а именно опыта в этом возрасте ребёнку взять неоткуда.
Но природа позаботилась и об этом.
Особенности детской психики таковы, что все, что происходит в воображении, воспринимается мозгом ребёнка как реальность, и пополняет копилку опыта и впечатлений. Читая ребёнку книги, родители дают ему не только уютно проведенное время с мамой или папой, но и нечто не менее важное: основу для развития образного мышления и воображения.
Расширение кругозора
Способность и стремление получать и усваивать новую информацию в детском возрасте не просто велика: она феноменальна и буквально необъятна. Ребёнок впитывает новое, как губка. Читая книги разной тематики и жанров, родители помогают детям узнавать важные вещи о мире, в котором мы живем, дают набор базовых знаний.
Чем больше ребёнок узнает, тем больше ему хочется узнать на интересные ему темы. Так стимулируется стремление учиться, познавать, осваивать новые навыки. То есть то, что станет впоследствии первой ступенью в образовании и карьере.
Улучшение взаимопонимания в семье
Чтение книг вместе дает повод поговорить о многих важных вещах, о которых не всегда можно говорить просто так, без повода. Обсуждения прочитанного могут помочь формированию
Исследования, проводимые в группах детей двух возрастных групп (от рождения до 3 лет и от 3 до 5 лет) показали: те, кому родители чаще читали вслух детские книжки, впоследствии лучше выстраивали психосоциальные связи и взаимодействия. У них снижалась гиперактивность, агрессия, они могли лучше концентрироваться и удерживать внимание на задаче, быстрее овладевали навыками чтения и лучше умели выражать свои мысли.
Семейное чтение вслух, безусловно, должно использоваться как инструмент для улучшения социально-эмоционального развития детей.
Умение говорить уверенно, выразительно и связно вызывает уважение и доверие у собеседников, и позволяет легче достигать поставленных целей при переговорах, на презентациях и даже в разрешении конфликтов.
Что читать?
Помимо специальной детской литературы существуют еще и множество книг, созданных именно для семейного чтения. После периода, когда интерес к детской литературе был на спаде, ситуация начинает понемногу улучшаться. Появляются отличные авторы, издается довольно много интересных познавательных книг на разные темы. Значительная часть продается в электронном виде, но можно купить и старые добрые бумажные книжки.
Было бы желание читать, а что читать обязательно найдется.
Проверено.