Тяжелые случаи запора могут вызвать сильную боль в животе и даже привести к госпитализации ребёнка в отделение неотложной помощи. Запор у детей — это серьезная проблема. Нередко она обостряется в путешествии, отпуске или с началом посещения садика, школы. Могут провоцировать нарушения стула резкие изменения питания дома или в стенах детских учреждений, а также возникающие соматические или инфекционные болезни, нарушения пищеварения. Как же помочь ребёнку, что нужно знать о проблеме запора родителям?
Запор: откуда проблема?
Запор зачастую считается проблемой у людей среднего и старшего возраста. Но педиатры знают, что проблемы с питанием нередко провоцируют запоры и у детей. Один из 10 визитов к врачу связан с жалобами на запор у детей раннего возраста или малышей постарше. И хотя нет исследований, показывающих, что число детей с этой проблемой растет, почти четверть направлений к детским гастроэнтерологам связано с наличием у малышей запоров.
Это не просто проблема стула; нарушение регулярности дефекации снижает качество жизни и делает ребёнка капризным и несчастным. Тяжелые случаи запора могут вызвать сильную боль в животе, симулирующую острые хирургические патологии. Недавние исследования показывают, что хронический запор является одним из наиболее распространенных факторов, приводящих к госпитализации детей в отделение неотложной помощи с жалобами на боли в животе.
Откуда проблемы стула у детей?
Запор диагностируется, когда у детей выявляется нарушение двигательной активности кишечника, а также нарушение количества дефекаций и регулярности опорожнения кишечника. Дети имеют более твердый или похожий на камушки стул, который отходит редко, часто дефекация сопровождается напряжением и болью во время отхождения стула, периодическим каломазанием и ощущением неполного опорожнения кишечника. Запор часто возникает в дошкольном и школьном возрасте, когда дети приобретают контроль над процессом дефекации и могут сознательно удерживать стул.
Как часто должен опорожняться ребёнок?
Нормативные показатели опорожнения кишечника варьируют в зависимости от возраста и физической активности, состояния здоровья детей. Для некоторых малышей, опорожнение кишечника три-четыре раза в неделю — это прекрасно. Для других является нормой опорожнение кишечника два раза в день. Нужно концентрироваться не на частоте дефекации, а обнаруживать изменение общего состояния, сопровождающееся дискомфортом, таким как боль в животе или вздутие и загрязнение нижнего белья.
Триггеры запоров: внешние факторы и боль в животе
Основным виновником запора является сознательное удержание стула. Это обычно происходит после того, как ребёнок пережил отделение стула, сопровождаемое болью, или у него возникала резкая боль в животе на фоне дефекации. Чтобы избежать повторного дискомфорта, ребёнок может начать удерживать стул. Преждевременное обучение хождению на горшок может способствовать запору, потому что ребёнок может оценивать удержание стула как положительное поведение.
Другой распространенной причиной удержания стула является нежелание ребёнка использовать общественные туалеты в незнакомой среде, например, в новой школе, в лагере или во время путешествия. Сдерживание стула может усугублять запоры, потому что игнорируются сигналы нервной системы, которые посылают импульсы, что толстая кишка должна быть опустошена. Таким образом, удержание стула подавляет способность толстой кишки сокращаться. Застоявшийся стул также вызывает расширение толстой кишки. Когда это происходит, стул накапливается и становится все более плотным, ему труднее проходить по прямой кишке. Как только толстая кишка становится шире, стул уже не движется так эффективно.
Роль питания и физической активности
Хотя питание не может быть основной причиной запора, то, что ребёнок ест или не ест, может иметь серьезные последствия для здоровья кишечника. Как правило, богатые клетчаткой продукты питания, такие как фрукты, овощи и зерно, помогают создавать объём в кишечнике и стимулировать движение. Обезвоживание, слишком плотное и сухое питание также может привести к запорам, поэтому питьевая вода чрезвычайно важна, как и первые блюда в питании ребёнка. Но не только нерациональное питание, но и низкая физическая активность также может способствовать запорам.
Функциональные запоры и болезни организма
По данным детских гастроэнтерологов, 9-ть из 10-ти детей, обращающихся по поводу боли в животе проблем стула, имеют «функциональный» запор, который не связан с какой-либо основной болезнью. Однако, у небольшого числа пациентов может быть серьезное основное расстройство, тяжелые соматические или обменные болезни, которые могут проявляться, в том числе, и в виде серьезных запоров. Примерами могут быть неврологические болезни, нарушения эндокринной системы и метаболизма, анатомические дефекты, в том числе редкое врожденное расстройство, известное как болезнь Гиршпрунга, связанное с отсутствием нервных ганглиев в толстой кишке.
Чем помочь ребёнку?
Важно разработать график питания и придерживаться его. Привычка и рефлекс к дефекации могут сыграть здесь важную роль. Если ребёнок уже приучен к горшку или унитазу, нужно выбрать время туалета после еды, по крайней мере, два раза в день. Ребёнок должен провести 5-10 минут в туалете. Нужно следить за следующими признаками «удержания», особенно среди детей младшего возраста:
- Часто сидит на корточках, качаясь назад и вперед, встряхивая или размахивая ногами.
- Прячется тихо в угол или под стол.
- Если ваш ребёнок выглядит так, как будто пытается натужиться, но ничего не выходит.
Чтобы противостоять эффекту удержания, нужно попросить ребёнка посидеть в туалете. Чтобы помочь опорожнению толстой кишки, ребёнок должен сидеть вертикально на горшке или унитазе, при этом ноги плотно прилегают к ровной поверхности (пол или табурет). Эта поза позволяет стулу продвигаться более эффективно.
Родителей часто огорчает расстройство стула у детей, но создавая страх и негативные эмоции вокруг дефекации, они только подпитывают порочный круг удержания стула. Нельзя проявлять разочарование или гнев, если ребёнок не сходил на горшок, запачкал загрязненную одежду. Стоит применить программу стимулирования, которая включает в себя наклейки или небольшие награды. Это поможет маленькому ребёнку увидеть, что не нужно сдерживать стул.