Заканчивается лето, то самое, которое «маленькая жизнь». И немало учеников считают, что это вполне правда — настоящая жизнь уходит с последними днями августа, и впереди тягостные дни ранних подъемов, зубрежки и ожидания следующих каникул. Если для детей 1 сентября — это конец лета и начало занятий, то для немалого количества родителей «снова в школу» означает состояние, близкое к одному переезду и трем пожарам. Все купить, все подготовить и приготовиться к бою за посещения и успеваемость. Как пережить очередной этап? Ключ к снижению потерь нервных клеток — в правильном настрое ребёнка. MedAboutMe раскрывает 5 секретов, которые помогут детям быстрее начать впитывать знания и делать это даже не без удовольствия.
Летние впечатления ребёнка
В психологии как науке о психике есть важная последовательность: «кто» нам важнее, чем «что». Что делать, особенно в детстве, в том числе и школьном, зачастую не так важно, как с кем. Родители это тоже отлично знают по себе: со многими друзьями вместе можно и в разведку пойти не ради разведки, а ради отличной компании.
Так и дети по возвращении в школу предвкушают не новые знания, а встречи со старыми приятелями, общение с ними. А о чем общаться? Разумеется, о том, «что мы делали прошлым летом». Помогите ребёнку вспомнить, как он провел каникулы, каких впечатлений набрался. Просмотрите фотографии, порасспрашивайте, что понравилось в поездке, вспомните, какую рыбу вытянули с отцом на рыбалке, какие уровни игры были пройдены, какие города остались в памяти. Все, что интересного было летом, надо освежить в памяти — так ребёнок охотнее пойдет на встречу с одноклассниками, а там и за парту сядет с более позитивным настроем.
Новые права и обязанности детей
Целое лето вместе с прошлым учебным годом остались позади. Дети, несомненно, выросли и поумнели, они переходят в новый класс и получают новый социальный статус, становятся более взрослыми. А значит, это надо подчеркнуть в сознании ученика (и, возможно, воспользоваться на благо родителей). Про детские обязанности родители обычно не забывают: «Теперь ты совсем большой, и будешь сам заправлять кровать/гулять с собакой/копить на ноутбук». А права?
Можно обсудить с детьми новые привилегии более старшего класса. К примеру, больше карманных денег, самостоятельное возвращение из школы, выбор места отдыха на следующих каникулах. Причем «навязывать» права смысла нет, более правильный способ даже в обращении с детьми в этом случае — демократия. Обсудите с ребёнком, на что ему в пятом классе могут понадобиться карманные деньги и предложите сумму, с которой он может не только оплачивать завтраки и сладости, но и копить на новую игрушку или девайс.
Зачем это нужно? Такой ход помогает предвкушать возможности нового статуса и скрасить ощущение «конца маленькой жизни», обещая будущие удовольствия.
Рабочее место: сначала обсудить, потом обустраивать
Кому, как не родителям, по праву работающих взрослых знать, как важно иметь удобное рабочее пространство. А домашний стол и стул для уроков — не что иное, как рабочее место школьника. Поэтому вместо попыток принудить к поддержанию порядка стоит привлечь ученика к оптимизации пространства, предложить вспомнить, насколько удобно было заниматься в прошлом году, уточнить, что можно улучшить. Полки и ящики для учебников, подставки для ручки, новая лампа, жалюзи на отвлекающее окно, таблицы с информацией на стенке или плакат с релаксирующими видами природы и котят — потребности у детей разные, и к ним стоит прислушиваться.
Покупка новых канцелярских принадлежностей — тоже этап подготовки к новому учебному году. Грустновато идти в школу со старой ручкой, у которой изгрызен колпачок, или набором карандашей разного размера. Новые предметы помогают радостнее ожидать начала занятий, поэтому стоит пойти в магазин вместе с детьми. Предварительно надо совместно составить список того, что нуждается в замене, и оставить небольшую сумму на дополнительные приобретения по выбору ребёнка. Пусть даже предметом детской мечты окажется тетрадь с запрещенными в школе монстрами — она вполне может выполнять роль черновика дома.
Что мешало учиться в прошлом году?
Вспомните вместе и расспросите ребёнка, что мешало учиться или не нравилось ему в прошлом классе, и подумайте, как это можно исправить. Ранние неприятные подъемы, когда мама уже ворчит и ругается, можно скорректировать, изъяв из процесса маму и добавив новый будильник или договориться о чашке любимого какао каждое утро, чтобы расставаться с подушкой было приятней. Главное — чтобы ребёнок сам пришел к мысли, что так ему будет легче и лучше. Постоянно забываемую сменку можно начать вешать на специальный крючок у двери. Для школьной карты купить прозрачный кармашек с вытягивающимся шнурком и креплением к рюкзаку, и т. д. Все мелкие раздражающие моменты стоит проговорить и постараться исправить.
Родители и их ожидания
Почему-то при переходе на новую работу, да еще после перерыва в несколько месяцев от сотрудника в первые пару недель не ждут ярких результатов. А вот ребёнок-школьник должен, по мнению взрослых, сразу схватиться за книжки и получать отличные отметки. Тревога родителей вполне понятна, однако это не повод для упреков и напоминаний, кто провалялся все лето и ни разу в руки учебник не взял. Да и возврат к школьному расписанию после трех месяцев свободы посложнее, чем возвращение в офис из отпуска, организму нужно время для перестройки. Все системы, вплоть до желудочно-кишечного тракта, требуют адаптационного периода, что уж говорить о мозговой и психической деятельности. Поэтому не давите на детей, не пытайтесь ускорять процесс учебы в сентябре.
Школьная программа построена с учетом детской физиологии, и первые две недели сентября — адаптационные. Учителя не дают высоких нагрузок, а плавно возвращают в учебный режим и помогают вспомнить пройденное. Поэтому ребёнок, не испытывающий давления дома, к октябрю в норме делает рывок и начинает активно усваивать новые знания. Есть, правда, и исключения из правила: если дети прошлый год закончили с серьезными пробелами, а родители и учителя узнали об этом только осенью.