Сенсация! Женщина рожает кроликов, причем по частям! Мэри Тофт (в девичестве Деньер), любительница наблюдать за кроликами, начала рожать части животных, и врачи это подтвердили! Король очарован историей, мировая общественность встревожена: что еще могут рожать женщины?
Странная история, но факт: именно об этом трубили газеты в 1726 году. Как ни удивительно, но газеты уже были, и именитые хирурги действительно уверяли, что из чрева англичанки выходят части животных. Хотя в XXI веке мы, кажется, можем только посмеяться над этим случаем, но прямо сейчас в Индии сотни человек уверены, что они беременны щенками, и мужчины тоже.
Хирурги королевского двора: «Она действительно рожает кроликов!»
Беременная Мэри Тофт сообщила местному хирургу, что после наблюдения за пробегавшим кроликом у нее случился выкидыш. Однако вместо мертвого плода из нее начали выходить… части животных. Хирург, мистер Дж. Говард, изучил куски мяса и поспешил должным образом уведомить именитых докторов.
«Странная, но подтвержденная свидетелями новость пришла к нам из Гилфорда. Несчастная женщина в прошлом месяце родила существо, напоминающее кролика, с отдельными сердцем и легкими. Еще через 14 дней г-н Джон Говард засвидетельствовал еще одно рождение, и после в пятницу, субботу, воскресенье, 4-го, 5-го и 6-го она рожала по одному созданию каждый день. Все они умерли сразу же.
Женщина поклялась, что два месяца назад, работая в поле с другими женщинами, она увидела кролика, который бежал от людей, они преследовали его, но напрасно: это породило в ней такую тоску к нему, что она (будучи на сносях) заболела и скинула дитя, и с того времени она не могла не думать о кроликах. Люди сильно расходятся во мнениях по этому поводу, некоторые считают подобные новости великими диковинками, достойными быть представленными Королевскому обществу и т. д. Другие гневаются на этот счет и говорят, что если это правда, то ее не следует раскрывать общественности, а накинуть завесу на несовершенство человеческой природы.»
Слух все же дошел до главного хирурга Британии, пользующего королевский двор и самого Георга I. Король поспешил отправить Натаниэля Сент-Андре для проверки небылицы, и врач подтвердил: все правда. Миссис Тофт из Суррея действительно рожает кроликов, правда, по частям.
«Несчастная женщина» и великий скандал
«Несчастной женщине» было 24-25 лет. «Ее отличает здоровая, крепкая конституция, небольшой рост, светлая кожа, угрюмый нрав; не умеет ни читать, ни писать». За шесть лет до странных событий она вышла замуж за подмастерье портного и родила троих детей. Как и было принято в среде крестьян, после начала беременности она не прекращала работу в полях, хотя жаловалась на болезненные спазмы, а в начале августа из нее вышли «несколько кусков плоти, один аж размером с мою руку». Это могло произойти из-за аномалии развивающейся плаценты: плод перестал развиваться, а сгустки крови и плоть были исторгнуты.
27 сентября, через месяц после выкидыша, у миссис Тофт начались роды. Ее соседка, пришедшая на помощь, наблюдала, как из чрева Мэри извлекла несколько частей животных. Затем соседка показала их свекрови, которая оказалась повитухой. Та изумилась и отправила «результаты родов» Джону Говарду, тридцатилетнему хирургу и акушеру из Гилфорда.
Сначала Говард отмахнулся от мысли, что Тофт произвела на свет животных, но на следующий день, несмотря на свои сомнения, отправился к ней. Повитуха показала ему еще несколько фрагментов вчерашних родов, но, осмотрев Мэри, доктор ничего не обнаружил. Когда у Мэри снова начались роды, она, как оказалось, родила еще несколько частей животных. Тогда Говард вернулся, чтобы продолжить свои исследования. Согласно сообщению от 9 ноября, в течение следующих нескольких дней она родила: три лапы кошки полосатого окраса и одну лапу кролика; часть тела с кишками, а в кишках — рыбьи кости... Кошачьи лапы, как полагала миссис Тофт, появились из-за мыслей о домашней кошке, которую она любила и с которой спала на одной кровати. Следующие несколько дней опять «рождались» части кроликов. Для изучения странного случая приехал королевский хирург.
Сэр,
с тех пор, как я писал Вам, я избавил бедную женщину еще от трех кроликов, все трое наполовину выросшие, один слеп. Последний прожил 23 часа после появления на свет. Как только изъяли очередного (по счету одиннадцатого с начала всех родов Тофт), в ее чреве объявился двенадцатый, который прыгает внутри.
Я привез эту женщину в Гилфорд для большего удобства. Если есть у Вас какой-нибудь любопытный человек, который может приехать, он сможет все наблюдать своими глазами.
Ваш покорный слуга,
Джон Говард.
В Гилфорд приехали сам королевский хирург и секретарь принца Уэльского. Кроликов изучали и осматривали, опускали кусочки легкого в воду, чтобы проверить, плавают ли они — это был метод выяснить, дышало ли животное воздухом. Несмотря на то, что из чрева миссис Тофт появлялись части животных, похожих то на кроликов, то на кошек, был сделан вывод: история правдива, а кролики могут зарождаться в маточных трубах из-за мечтательности женщин.
Джон Мобрей, еще один именитый врач, был крайне рад выводам королевского хирурга. У него уже вышла книга «Женский врач», в которой он описывал свою теорию материнского впечатления, широко распространенной веры, что беременность может развиваться под влиянием воображения. Он предупреждал, что игры и любовь дам к домашним животным или мечты о диких приводят к изменению внешности человеческих плодов. Родиться может даже сотеркин, мифическое существо размером с мышь и с внешностью уродца.
Тем временем со столов знати и простых людей пропала жареная зайчатина и рагу из кроликов. Люди стали бояться.
Все решилось, когда Георг I, несмотря на очарованность случаем, отправил еще одного хирурга в Гилфорд. Кириак Алерс прибыл на место в конце ноября, обнаружил отсутствие признаков беременности у «бедной женщины», а также ее странные позы: она все время «сжимала колени и бедра вместе, как будто удерживая что-то от падения». Насторожило его и то, что повитуха не пускала врача на «роды». Умный врач убедил всех на месте, что верит в россказни, и отбыл в Лондон, забрав с собой образцы кроликов. В домашнем кабинете он убедился, что животные были разрезаны на части инструментом, а в их кишечнике содержится помет с соломой и зерном. Один «образец» оказался мочевым пузырем свиньи, резко пахнувшим мочой. Назревал скандал: королевский хирург и личный секретарь принца настаивали на правдивости истории, Алерс был против.
Национальная сенсация вышла за пределы страны, мнения разделились от веры в чудо до скептицизма. «Женщина, которая рожает кроликов, так же реальна, как кролик, который рожает людей». Медицинское сообщество было взволновано, Тофт привезли в Лондон. Под угрозой болезненной операции для исследования матки миссис наконец призналась в мошенничестве. Раскрытая после выкидыша шейка матки позволяла ее мужу вставлять в чрево части кошек и кроликов, а история про преследование и мечты была выдумкой. Саму идею ей подкинула какая-то бездомная, гарантировавшая этот вариант в качестве противозачаточного.
Ущерб от скандала был огромен. Паника среди медиков, разрушенные карьеры хирургов, оправдательные заявления, недоверие публики… За дело взялись сатирики и карикатуристы. Джон Говард, первый врач, освидетельствовавший «бедную женщину», был оштрафован на огромную сумму, примерно 150 тысяч долларов по нынешнему курсу. Мэри вернулась из заключения домой, наказания ей не назначили, так как было неясны позиции обвинения, а финансовой выгоды она не получила. Вскоре она родила еще одного ребёнка. Девочку Элизабет записали в приходской книге как «первого ребёнка после мнимого рождения кроликов». Несмотря на вопиющую антисанитарию всей истории, мать и дитя были здоровы, а сама миссис Тофт прожила до 1763 года. О ее смерти возвестили некрологами в газетах, там же, где сообщали о смертях аристократов. Доверие к врачам восстанавливалось еще очень долго.
Наше время: «я беременна щенком!»
Мы можем смеяться над невежественностью средневековья и доверчивостью медиков тех времен. Однако и сейчас есть похожие случаи, и они далеко не единичные. Синдром беременности щенком — заболевание, которое диагностируют в регионах Индии у десятков тысяч человек.
Пациенты, жалующиеся на беременность щенками, уверяют, что она начинается от укусов собак, в особенности от тех, чей пенис был возбужден во время нападения. Жертвы укусов лают, как собаки, слышат, как щенки рычат в животе, и могут видеть их в водном отражении, поэтому воды избегают. Считается, что итог такой болезни только один — смерть, а «беременны» могут быть и женщины, и мужчины. Если у женщин еще есть шансы выжить, то мужчины точно умрут, ведь рожать щенков придется через пенис.
За лечением индусы предпочитают обращаться к знахарям. Те «растворяют» щенков, позволяя им проходить через кишечник и выделяться незамеченными с калом.
Индийские врачи пытаются заниматься просвещением населения, убеждая, что эта болезнь психосоматическая, и возникла она, как следствие заражения бешенством нескольких пациентов. Галлюцинации, отвержение воды, смертельные исходы — все симптомы сходятся. Если не обратиться к врачу, можно действительно сойти с ума или же умереть, так как бешенство у собак в тех регионах встречается не так уж редко. Знахари сопротивляются: говорят, больной не излечится, если пойдет в клинику вместо приема специальных травок. И люди идут к знахарям.
Средневековые сенсации и страхи бедных индийских провинций смешны. Но даже в самых развитых странах по-прежнему немало пациентов, которые хотя и не «беременны животными», но предпочитают обращаться к шарлатанам, лечить все болезни вплоть до онкологических травками, препаратами с неподтвержденной эффективностью или заниматься самолечением, не веря в медицину... Если разобраться, эти поступки выглядят не менее нелепыми, чем боязнь щенков в животе.