По мнению врачей-токсикологов и многих других специалистов, агрессивная и активная реклама лекарств по телевизору приводит к негативным последствиям для здоровья. Многие пациенты, применяя рекламируемые таблетки без рекомендации врача, получают серьезные отравления и побочные эффекты, вплоть до попадания в реанимацию. Некоторые после подобного самолечения остаются инвалидами на всю жизнь, другие вынуждены длительно и тяжело проходить реабилитацию. Чем же так опасна реклама лекарств?
Статистика отравлений лекарствами
С того момента, как фармацевтические компании стали активно продвигать свои лекарства с помощью рекламы на всех телеканалах страны, на страницах журналов и в сети интернет, работы в реанимации токсикологических отделений существенно прибавилось. По данным медиков, каждый десятый их пациент — это жертва рекламы препаратов, получивший острое или хроническое лекарственное отравление. Медики даже негласно создали своего рода «черный список лекарств», реклама которых дает всплеск лекарственных отравлений. Лидируют среди них таблетки от боли, которые пациенты по совету рекламы принимают, не опасаясь побочных эффектов и не соблюдая дозировки и рекомендации врача. Как итог, многие попадают в реанимацию с отказом почек или печени, серьезными аллергическими реакциями, вплоть до анафилактического шока или иными осложнениями.
Нередко пациенты, принимая лекарства, могут чувствовать первые признаки отравления — тошноту, недомогания или головокружения. Однако они принимают это за признаки болезни, от которой упорно лечатся, и вызывают скорую помощь уже в запущенных случаях.
Практически все случаи отравлений различными формами медикаментов, которые дают калечащие осложнения или летальные исходы, относят к тем лекарствам, которые широко и агрессивно рекламируются в СМИ.
Реклама препаратов и реанимация
Все медики крайне отрицательно относятся к столь массовой и широкой, агрессивной рекламе лекарств в СМИ. По мнению экспертов, ее вообще не должно быть на экранах телевизоров и в печатных изданиях для широкого круга читателей. Она допустима только в специализированных медицинских изданиях для специалистов. Именно отравление медикаментами имеет лидирующее число пациентов в отделениях реанимации всех токсикологических центров. Из них только 10% людей намеренно употребляли медикаменты с суицидальными целями, остальные — жертва рекламы и неправильного приема препаратов. Они принимали лекарства, руководствуясь обещаниями рекламы, без советов врача и уповая на «мощные и безопасные» таблетки.
Реклама преподносит медикаменты как панацею от боли, жара и спазмов, диареи и прочих распространенных недугов. Кампания по продвижению строится на безопасности и возможности приема без совета врача. Как итог такого бездумного верования в рекламу — реанимация, тяжелое состояние и необратимые изменения в организме. Даже, казалось бы, безобидный парацетамол, который входит в состав многих комбинированных средств от простуды, продвигаемых в эпидемический сезон, при превышении дозировок убивает печень. Принятые 50 таблеток парацетамола приводят к острой печеночной недостаточности, спасти от которой может только реанимация с немедленной пересадкой печени. В среднем, порция целебного порошка от простуды содержит дозу, равную 2 таблеткам парацетамола. Добавим сюда еще и дополнительные компоненты, взаимно усиливающие не только свои позитивные, но и негативные эффекты, а также веру в абсолютную безопасность средства. В итоге получаем прием нескольких доз (до 5-6 и более в сутки), чтобы скорее встать на ноги — как результат, получаем дозу парацетамола, превышающую безопасную в десять раз. Конечно, печень совсем не «отвалится», но отравление получить вполне можно. А если пациент пьет порошки не один день, а два-три и более?
Опасные порошки и таблетки
Далеко не все из пациентов, находясь в болезненном состоянии, внимательно читают состав порошков и таблеток, рекламируемых как «эффективное и безопасное средство от простуды». Выше уже упомянутый парацетамол входит, по данным справочников, в несколько десятков из таких средств, имеющих торговые названия, никак не намекающие на составные компоненты. Пациент покупает, как он считает, два разных средства для симптоматического лечения простуды, принимает их оба, в итоге попадает в стационар с отравлением. Особенно это опасно в отношении детей и людей с больной печенью.
Реклама сомнительных препаратов
Сегодня распространены так называемые «магазины на диване». То есть, пациент читает в журнале, специализированной газете по типу «Народная медицина» или слышит с экранов телевизора на кабельных каналах информацию о чудодейственном лекарстве, излечившем от простатита, артрита и остеохондроза за один курс приема. При этом ходить по аптекам в его поиске не нужно, достаточно набрать номер телефона менеджера, сделать заказ и его доставят на дом! Специалисты приходят в ужас от подобного явления. Если рекламный ролик лекарства идет по федеральным каналам и это аптечное средство, у него есть сертификат и данные по нему подтверждены исследованиями. Если же загадочные таблетки можно получить «только в течение получаса, позвонив по нашему телефону» — это вообще заведомо опасное лечение.
Легально и открыто в аптеках эти таблетки не продают потому, что они либо опасны, либо не имеют сертификатов, либо представляют собой откровенные пустышки, подделки. И специалисты медицины, будь такие препараты в свободной продаже, немедленно бы их забраковали. Также неизвестно, кто, где и в каких условиях производит эти таблетки, что входит в их состав и насколько они безопасны для людей с различными патологиями.
Аптека, если бы она продавала опасные или сомнительные препараты, могла бы быть наказана за подобное, а сомнительные частные лица, приезжающие по звонку и привозящие баночки с лекарствами «от всего», чаще всего никакой регистрации в виде ИП или ООО, просто не имеют. Такой вот себе нелегальный бизнес на здоровье!