Дети
Денежные отношения с ребенком: подводные камни
4.3
07.11.2017
1578

Денежные отношения с ребенком: подводные камни


Автор
Галина Карандеева


Содержание

Одни родители выступают за денежные отношения с ребенком, другие — за их отсутствие. Четких правил здесь нет, каждый взрослый действуют по своему усмотрению. Поэтому в установлении товарно-денежных отношений с детьми родители опираются на свой личный опыт и индивидуальные ценности. Какие опасности подстерегают их на этом пути, расскажет портал MedAboutMe.

Родители без отказа выполняют желания ребенка

Родители, перенесшие стесненные финансовые условия в детстве или юности, обычно рассуждают: «У меня такого не было, пусть у моих детей все будет по-другому». И, следуя этому девизу, исполняют любой каприз ребенка, порою работая на нескольких работах. Как же, своему чаду необходимо обеспечить самые комфортные условия. Такое их поведение приводит к обесценению денег, к смещению жизненных ценностей, к тому, что аппетиты подрастающего поколения, увеличиваясь раз за разом, в какой-то момент могут перерасти возможности взрослых. Привыкнув получать все и сразу, отпрыск не готов будет войти в затруднительное материальное положение родителей, подождать, умерить свои желания, ведь он к этому не приучен. Результат — истерики, капризы, игнорирование родительского авторитета. Такие дети становятся падки на «легкие» деньги, что иногда ведет их к криминальным поступкам.

Ребенок поощряется деньгами

Ребенок поощряется деньгами

Еще одна категория родителей прибегает к поощрению деньгами как к средству мотивации, мол, сделаешь, например, домашнюю работу — получишь вознаграждение. Действительно, так порою легче добиться от ребенка положительного поведения, но это только с одной стороны. А с другой, ребенок перестает делать что-либо по обычной просьбе, для него обесцениваются понятия взаимопомощи, дружеского участия и альтруизма. Взаимоотношения с родителями становятся похожи на шантаж: «Ты мне - деньги, я тебе — помощь и послушание».

К такому же результату приводит поощрение ребенка игрушками или сладостями. А ведь существует достаточно много безопасных стимулов, про которые забывают родители: обещание совместного мероприятия, словесная похвала и объятия. В подростковом возрасте дети иногда проявляют желание к накоплению денег на покупку очень нужного, по их мнению, гаджета. В этом случае приветствуется оплата за сделанную сложную работу. Можно поручить ребенку подстричь газон, отполировать автомобиль, починить скамейку, снять все шторы и отнести их в химчистку, помыть балкон и т. д. Именно зарабатывая деньги, подросток приучается к финансовому планированию и разумным тратам.

Дети строго ограничиваются в деньгах

Существуют родители практически полностью ограничивающие детей в деньгах. Ими движет девиз: «Зачем ему деньги? Накормлен, одет. Все равно потратит их неразумно». Это другая сторона медали, ведущая к противоположному результату — ребенок не умеет обращаться с деньгами, планировать свои расходы, и, опять же, подвергается соблазну обещания «легких» денег на стороне. Он начинает чувствовать себя ущербным, особенно, если сверстники распоряжаются карманными суммами.

Как привить здоровое отношение к деньгам

Как привить здоровое отношение к деньгам

Ребенок с самого раннего детства вовлекается в товарно-денежные отношения. Это проявляется и в ролевых играх, когда дети, например, играют в «магазин», расплачиваясь фантиками, и в супермаркете, когда упрашивают взрослых купить очень нужную игрушку. Но в раннем возрасте деньги для них ценности не представляют, как и их количественное измерение. Можно услышать от малыша фразу: «Когда у меня будет много денег, я куплю себе миллион конфет». А вот к 5 — 6 годам дети начинают понимать, откуда берутся деньги и что на них можно купить. В этот период будет нелишним рассказать про статьи семейных расходов, донеся мысль, что не только детские потребности должны быть удовлетворены. Конечно, речь идет не о детализации расходов (мясо, молоко, колбаса, сыр, порошок, мыло и пр.), а о понимании, что существуют расходы на коммунальные услуги, содержание автомобиля, покупку одежды и обуви, помощь старшим членам семьи и т. д. Посещая магазин, приучайте ребенка планировать свои расходы и определятся со своими желаниями, заранее выделив и озвучив ему сумму на покупку игрушки или сладостей. Конечно, изначально он попробует нарушить все договоренности, и здесь поможет твердая позиция взрослых. Чем раньше начать прививать ребенку «финансовую грамотность», тем лучше.

Для школьников младших классов необходимо уже выделять карманные деньги, поскольку появляются независимые от семьи траты: съесть мороженое за компанию со сверстниками, купить булочку в школе и т. д. Есть несколько моментов в отношении карманных денег:

  • нельзя считать карманными деньгами денежные суммы, выданные на школьные обеды и подаренные или накопленные ребенком деньги;
  • если у ребенка образуется их остаток, нельзя в следующий раз уменьшать сумму.

Перед родителями стоит задача привить детям правильное и здоровое отношение к деньгам. Для этого необходимо обучать их на простых жизненных примерах, доверяя распоряжаться денежными суммами, не боясь ненужных или неправильных трат, ведь именно на ошибках учатся, причем не только дети. Для этого надо помнить основные принципы денежных отношений.

  • Сами по себе деньги являются не целью, а средством их достижения. Они помогут сохранить или поправить здоровье, профессионально самореализоваться, окончив, например, курсы, получить образование, путешествовать и т. д. Деньги дают право выбора и, с одной стороны, материальную независимость, а с другой — могут привести к развитию зависимости уже от самих денег.
  • Духовные ценности отличаются от материальных и не являются их эквивалентом, поэтому нельзя купить за них дружбу, любовь, уважение.
  • Чаще вспоминайте пословицу: «Богат не тот, у кого много денег, а тот — кому их достаточно».
  • Не прививайте ребенку понятие — кто беден, тот и честен. Сами деньги не являются мерилом добра и зла, честности и обмана, а вот отношение к ним вполне может таким стать.