Ребенок не хочет идти в детский сад: сложности адаптации

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Адаптация малыша к новым условиям — процесс, сложный и для него, и для его родителей. Ребёнок должен ходить в детский сад с удовольствием, а не со слезами и истериками. Об этом, наверное, мечтает каждая мама. А еще она хочет, чтобы он был здоров и не простуживался. Потому что всякий раз после возвращения с больничного малышу приходится заново привыкать к детям и воспитателю.

От чего зависит успешность адаптации ребёнка в детском саду?

От чего зависит успешность адаптации ребёнка в детском саду?

Длительность и успешность адаптации ребёнка к новым условиям зависит от разных факторов:

  • Возраста — детям до двух лет к новым условиям сложнее приспосабливаться по той простой причине, что базовые привычки и навыки у них только начинают формироваться. Поэтому, если нет острой необходимости, лучше не отдавать ребёнка в ясельную группу. Наиболее подходящий возраст для детского сада — 3—4 года. Но здесь тоже есть нюанс. Как правило, после трех лет у малыша может начаться первый кризис — «Я сам!» Это сложный период, сопровождающийся противостоянием, истериками и проверкой собственных возможностей, в том числе и в управлении взрослыми. Кризис «самостоятельности» может осложнить период адаптации, поэтому при таком раскладе с походом в сад лучше повременить. В некоторых случаях бывает достаточно двух-трех недель.
  • Типа характера — быстрее и легче адаптация проходит у сангвиников и флегматиков. Они спокойнее реагируют на смену окружающей обстановки, не склонны к перевозбуждению и быстрее восстанавливают силы. Но и у таких детей могут возникнуть сложности. Например, флегматики малоконтактные, поэтому не сразу находят себе друзей. А сангвиники не любят однообразия, им быстро надоедают одни и те же занятия, поэтому испытывают потребность в постоянной смене деятельности. Холерики и меланхолики отличаются крайней изменчивостью психологического состояния, поэтому такие дети могут проявлять агрессию или, наоборот, плаксивость.
  • Настроения родителей — сильная эмоциональная привязанность к ребёнку заставляет мать испытывать чувство вины за то, что она доверила его воспитание чужим людям, тем более, если адаптация проходит не совсем хорошо. Такая мамочка подсознательно удерживает малыша дома, как ей кажется — в более безопасной обстановке. Ребёнок чувствует настроение матери и использует это как способ манипулирования ею: «Не пойду в сад, меня там обижают!»
  • Состояния здоровья — здоровому и нормально развитому ребёнку легче справиться со сложностями адаптации в новой обстановке. Не стоит отправлять малыша в детский сад сразу после перенесенного заболевания. Не успевшему как следует восстановиться организму сложно справиться со стрессом, который всегда имеет место при смене привычной обстановки. Это может спровоцировать рецидив, и, как следствие, переход ребёнка в категорию «часто болеющих».
  • Методов воспитания в семье — если у малыша нет навыков самообслуживания (потому как все за него делают взрослые) и опыта общения с другими детьми, в детском саду ему придется нелегко. Поэтому родители должны развивать в ребёнке самостоятельность — водить его на развивающие занятия, детские игровые площадки. Пусть малыш по возможности больше общается с другими детьми. И главное — не делать за него всю работу — он должен научиться самостоятельно есть, одеваться и садиться на горшок.

Признаки плохой адаптации

Существует ряд признаков, указывающих на то, что адаптация ребёнка в детском саду проходит не совсем успешно:

  • нестабильное психологическое состояние малыша — плаксивость, резкие перепады настроения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость — бурное проявление радости при встрече, и слезы, доходящие до истерики, в случае расставания;
  • учащение случаев простудных заболеваний;
  • нарушения сна — ребёнок долго засыпает, просыпается ночью, разговаривает или плачет во сне;
  • снижение аппетита и проблемы с пищеварением — рвота, диарея, запор;
  • появление вегетативных нарушений — бледность, круги под глазами, высыпания на коже и другие виды аллергии, случаи затруднения дыхания без видимых на то причин;
  • отсутствие интереса к другим детям — малыш предпочитает сидеть в сторонке;
  • раздражительность, приступы агрессии;
  • замедленная речь.

Период адаптации: как помочь малышу освоиться?

Период адаптации: как помочь малышу освоиться?

Хорошо, если период адаптации ребёнка в детском саду проходит быстро. Но даже если и через месяц малыш идет туда без особого желания, отчаиваться не стоит. Нужно помочь ему освоиться в новой обстановке. Для этого следует:

  • Заблаговременно начать разговор о детском саде — что это такое, зачем туда ходят дети, что они там делают и так далее. Ребёнка нужно заинтересовать, а также простым и доступным языком ответить на все возникающие у него вопросы.
  • Узнать в детском саду их распорядок дня и стараться следовать ему дома.
  • Почаще гулять с ребёнком возле территории сада, в который ему придется ходить. Пусть малыш посмотрит, как играют дети во время прогулки. Если есть возможность, предварительно пообщаться с воспитателем.
  • Приведя ребёнка в первый раз, не уходить сразу. Малыша следует чем-нибудь увлечь. И только если он охотно пойдет в группу, можно уходить. В противном случае в следующий раз он может устроить истерику при одном воспоминании об этом заведении — ведь мама его там бросила.
  • Не оставлять ребёнка в группе сразу на весь день. Впрочем, на этом сейчас настаивают и воспитатели детского сада. Сначала малыша можно оставить на пару часов, потом на дневной сон, и только со второй недели он сможет оставаться уже на полный день.
  • Если воспитатель позволяет, малыш может взять из дома любимую игрушку — для него это словно частичка безопасного мира, придающая ему сил.
  • Вернувшись домой вечером, ребёнок может капризничать — сказывается накопившееся за день напряжение. Позвольте ему «выпустить пар» — пусть он побегает, покричит, поиграет в подвижные игры.
  • Ни в коем случае в присутствии ребёнка не критиковать сад и его педагогический состав. Малыш будет копировать отношение родителей, что еще больше осложнит адаптацию.
  • Набраться терпения — первые несколько недель дети могут вести себя агрессивно, капризничать, менять манеру поведения.
  • Хвалить ребёнка — почаще говорить ему, какой он молодец, как вы гордитесь тем, что он так легко «как взрослый» ходит в детский сад. И не нужно в присутствии ребёнка рассказывать знакомым о сложностях его периода адаптации — он может воспринять это болезненно.
  • Сохранять самообладание — если мама нервничает, то и ребёнку передается ее напряжение. Мама спокойна — и малыш с удовольствием идет в детский сад.

Если, несмотря на все усилия родителей и воспитателей, адаптация ребёнка затягивается и он продолжает испытывать психологический дискомфорт во время пребывания в детском саду, имеет смысл обратиться к детскому психологу.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 03.10.2017 10:07, обновлено 17.04.2020 18:44
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Почему малыш не хочет есть в детском саду
Адаптация ребенка к детскому саду – процесс непростой, и очень часто привыкание малыша к новым условиям негативно сказывается на его аппетите.
Знакомство ребенка с дошкольным учреждением: адаптация
Ваш ребенок пошел в детский сад или школу? Педиатр Джамиля Абдурагимова расскажет, как смягчить возможные сложности этого важного периода жизни.
Традиции детских садов за рубежом
Как же проводят день дети-дошкольники в разных странах мира? Читайте подборку MedAboutMe.
Психология детей: привыкаем к детскому саду
Адаптация к детскому саду – важный период в жизни малыша. Что происходит в это время с психологией ребенка? Советы родителям, как облегчить адаптацию к детскому саду.
Детская психология: идем в детский сад
Рассмотрим особенности становления психологии у ребенка. Что советуют психологи? На что обратить внимание?
Первый раз в детский сад: укрепление иммунитета и психологическая подготовка
Переживаете по поводу первого похода вашего малыша в детский сад? Подготовьте его к этому заранее, воспользовавшись нашими рекомендациями.