Детский сад
Ребенок не хочет идти в детский сад: сложности адаптации
5

Ребенок не хочет идти в детский сад: сложности адаптации

Адаптация малыша к новым условиям — процесс, сложный и для него, и для его родителей. Ребенок должен ходить в детский сад с удовольствием, а не со слезами и истериками. Об этом, наверное, мечтает каждая мама. А еще она хочет, чтобы он был здоров и не простуживался. Потому что всякий раз после возвращения с больничного малышу приходится заново привыкать к детям и воспитателю.

От чего зависит успешность адаптации ребенка в детском саду?

От чего зависит успешность адаптации ребенка в детском саду?

Длительность и успешность адаптации ребенка к новым условиям зависит от разных факторов:

  • Возраста — детям до двух лет к новым условиям сложнее приспосабливаться по той простой причине, что базовые привычки и навыки у них только начинают формироваться. Поэтому, если нет острой необходимости, лучше не отдавать ребенка в ясельную группу. Наиболее подходящий возраст для детского сада — 3—4 года. Но здесь тоже есть нюанс. Как правило, после трех лет у малыша может начаться первый кризис — «Я сам!» Это сложный период, сопровождающийся противостоянием, истериками и проверкой собственных возможностей, в том числе и в управлении взрослыми. Кризис «самостоятельности» может осложнить период адаптации, поэтому при таком раскладе с походом в сад лучше повременить. В некоторых случаях бывает достаточно двух-трех недель.
  • Типа характера — быстрее и легче адаптация проходит у сангвиников и флегматиков. Они спокойнее реагируют на смену окружающей обстановки, не склонны к перевозбуждению и быстрее восстанавливают силы. Но и у таких детей могут возникнуть сложности. Например, флегматики малоконтактные, поэтому не сразу находят себе друзей. А сангвиники не любят однообразия, им быстро надоедают одни и те же занятия, поэтому испытывают потребность в постоянной смене деятельности. Холерики и меланхолики отличаются крайней изменчивостью психологического состояния, поэтому такие дети могут проявлять агрессию или, наоборот, плаксивость.
  • Настроения родителей — сильная эмоциональная привязанность к ребенку заставляет мать испытывать чувство вины за то, что она доверила его воспитание чужим людям, тем более, если адаптация проходит не совсем хорошо. Такая мамочка подсознательно удерживает малыша дома, как ей кажется — в более безопасной обстановке. Ребенок чувствует настроение матери и использует это как способ манипулирования ею: «Не пойду в сад, меня там обижают!»
  • Состояния здоровья — здоровому и нормально развитому ребенку легче справиться со сложностями адаптации в новой обстановке. Не стоит отправлять малыша в детский сад сразу после перенесенного заболевания. Не успевшему как следует восстановиться организму сложно справиться со стрессом, который всегда имеет место при смене привычной обстановки. Это может спровоцировать рецидив, и, как следствие, переход ребенка в категорию «часто болеющих».
  • Методов воспитания в семье — если у малыша нет навыков самообслуживания (потому как все за него делают взрослые) и опыта общения с другими детьми, в детском саду ему придется нелегко. Поэтому родители должны развивать в ребенке самостоятельность — водить его на развивающие занятия, детские игровые площадки. Пусть малыш по возможности больше общается с другими детьми. И главное — не делать за него всю работу — он должен научиться самостоятельно есть, одеваться и садиться на горшок.

Признаки плохой адаптации

Существует ряд признаков, указывающих на то, что адаптация ребенка в детском саду проходит не совсем успешно:

  • нестабильное психологическое состояние малыша — плаксивость, резкие перепады настроения;
  • повышенная эмоциональная возбудимость — бурное проявление радости при встрече, и слезы, доходящие до истерики, в случае расставания;
  • учащение случаев простудных заболеваний;
  • нарушения сна — ребенок долго засыпает, просыпается ночью, разговаривает или плачет во сне;
  • снижение аппетита и проблемы с пищеварением — рвота, диарея, запор;
  • появление вегетативных нарушений — бледность, круги под глазами, высыпания на коже и другие виды аллергии, случаи затруднения дыхания без видимых на то причин;
  • отсутствие интереса к другим детям — малыш предпочитает сидеть в сторонке;
  • раздражительность, приступы агрессии;
  • замедленная речь.

Период адаптации: как помочь малышу освоиться?

Период адаптации: как помочь малышу освоиться?

Хорошо, если период адаптации ребенка в детском саду проходит быстро. Но даже если и через месяц малыш идет туда без особого желания, отчаиваться не стоит. Нужно помочь ему освоиться в новой обстановке. Для этого следует:

  • Заблаговременно начать разговор о детском саде — что это такое, зачем туда ходят дети, что они там делают и так далее. Ребенка нужно заинтересовать, а также простым и доступным языком ответить на все возникающие у него вопросы.
  • Узнать в детском саду их распорядок дня и стараться следовать ему дома.
  • Почаще гулять с ребенком возле территории сада, в который ему придется ходить. Пусть малыш посмотрит, как играют дети во время прогулки. Если есть возможность, предварительно пообщаться с воспитателем.
  • Приведя ребенка в первый раз, не уходить сразу. Малыша следует чем-нибудь увлечь. И только если он охотно пойдет в группу, можно уходить. В противном случае в следующий раз он может устроить истерику при одном воспоминании об этом заведении — ведь мама его там бросила.
  • Не оставлять ребенка в группе сразу на весь день. Впрочем, на этом сейчас настаивают и воспитатели детского сада. Сначала малыша можно оставить на пару часов, потом на дневной сон, и только со второй недели он сможет оставаться уже на полный день.
  • Если воспитатель позволяет, малыш может взять из дома любимую игрушку — для него это словно частичка безопасного мира, придающая ему сил.
  • Вернувшись домой вечером, ребенок может капризничать — сказывается накопившееся за день напряжение. Позвольте ему «выпустить пар» — пусть он побегает, покричит, поиграет в подвижные игры.
  • Ни в коем случае в присутствии ребенка не критиковать сад и его педагогический состав. Малыш будет копировать отношение родителей, что еще больше осложнит адаптацию.
  • Набраться терпения — первые несколько недель дети могут вести себя агрессивно, капризничать, менять манеру поведения.
  • Хвалить ребенка — почаще говорить ему, какой он молодец, как вы гордитесь тем, что он так легко «как взрослый» ходит в детский сад. И не нужно в присутствии ребенка рассказывать знакомым о сложностях его периода адаптации — он может воспринять это болезненно.
  • Сохранять самообладание — если мама нервничает, то и ребенку передается ее напряжение. Мама спокойна — и малыш с удовольствием идет в детский сад.

Если, несмотря на все усилия родителей и воспитателей, адаптация ребенка затягивается и он продолжает испытывать психологический дискомфорт во время пребывания в детском саду, имеет смысл обратиться к детскому психологу.