Психология детей
Агрессивный ребенок: причины, коррекция поведения, помощь
4.5

Агрессивный ребенок: причины, коррекция поведения, помощь

Воспитание детей – процесс, который требует много сил родителей и педагогов, для того чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. Чрезмерная чувствительность, гиперактивность, непослушание, агрессивность, направленная на себя или других людей – яркие примеры того, как может меняться поведение ребенка в худшую сторону. Родители, в таких случаях, ищут ответы на вопросы: что случилось с ребенком? Почему он перестал выполнять правила и требования, которые ему выставляют? В данной статье речь пойдет о том, кто такой агрессивный ребенок и какие причины – психологические, социальные, физиологические – вызывают нарушения в поведении.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать взрослым? Какие занятия помогают снизить агрессию, и, в каких случаях, отклоняющееся поведение не является нормой, а требует помощи психолога или невролога?

Loading...

Агрессивный ребенок: норма и патология

Прежде чем заниматься с ребенком, желая избавить его от чрезмерной агрессии, следует знать, какие признаки в его поведении говорят о нормальном развитии, а какие о том, что поступки действительно свидетельствуют об отклонениях.

Нормой являются следующие особенности:

  • Ребенок может ударить другого или выражать чувства очень эмоционально в случае, если нарушаются его границы, например, кто-то взял без разрешения его игрушку, сказал обидное слово, что-то запретил, оказал давление. Наблюдая за этим, нужно научить его выражать эмоции и защищаться другим, социально приемлемым и безопасным способом.
  • Ребенок ведет себя агрессивно, если пережил стресс, однако, в силу возрастных особенностей, не может прямо выражать свои чувства. Тогда, он будет делать это косвенным путем, например, бить одноклассников или родителей, желая восстановить справедливость в ситуации, которая его ранит, не устраивает, тревожит и пугает. В таком случае, агрессивный ребенок является таковым не потому, что с ним что-то не так, а по причине невозможности донести до взрослых свою боль, сопротивление ситуации.

Подобные примеры являются нормой и не говорят о том, что ребенок стал агрессивным просто так, а требуют более глубокого изучения причин отклоняющегося поведения, возможно, совместно с детским психологом.

В каких случаях агрессивное поведение относится к патологии развития?

  • Жестокое отношение к другим людям, животным, тем, кто слабее или младше. Дети, в таких случаях, словно не способны понимать чужую боль и не могут вовремя остановиться, чтобы перестать причинять ее.
  • Агрессия, направленная на себя, когда ребенок причиняет себе любой физический вред – кусает, царапает кожу рук, лица, рвет волосы на голове, ковыряет старые раны, бьется головой о стену, до крови кусает губы и тому подобное самоповреждающее поведение.
  • Вспыльчивое состояние, похожее на психотические реакции: ребенок много часов подряд «заходится» в плаче, намеренно портит, ломает, разбивает вещи, угрожает уйти из дома, убить себя или других людей.

В таких случаях нужно незамедлительно обратиться за консультацией и помощью к детскому психологу, неврологу, психиатру.

Ребенок нервный, агрессивный и непослушный

Ребенок нервный, агрессивный и непослушный

Иногда мать и отец считают, что когда ребенок не слушается, на все замечания реагирует эмоционально, ведет себя грубо, то необходимо изменить его поведение, чтобы он стал покладистым, понимающим, легко шел на контакт со взрослыми и выполнял их требования. Так, родители не замечают, что за детским непослушанием кроется потребность, которая является жизненно важной для него в данный возрастной период.

Что хочет ребенок, который выглядит нервным, агрессивным и непослушным?

  • контакта со взрослыми, которого ему, возможно, очень не хватает;
  • внимания и любви со стороны родителей;
  • ждет понимания, а вместо этого, вынужден постоянно сталкиваться с критикой;
  • уверенности в том, что он нужен своей семье и любим ею.

Поэтому взрослым, прежде чем убеждать себя в том, что их ребенок нервный, агрессивный и непослушный без объективных причин, следует задуматься над тем, что он хочет получить с помощью отклоняющегося поведения, о чем звучит его «крик души»?

Loading...

Почему ребенок агрессивный без причины?

Иногда родители недоумевают, когда наблюдают, что малыш или школьник ведет себя грубо или вспыльчиво. Их недоумение относится к тому, что, по мнению матери и отца, объективных причин для проявления агрессии нет – в семье ребенка все в порядке, у него есть друзья, нервная система в норме, его потребности в любви и внимании удовлетворяются, он принят в обществе, успешен в обучении и хобби. Однако, агрессивное поведение, словно появилось вдруг. Почему ребенок агрессивный? В таком случае причины могут быть следующими:

  • Возрастные изменения.

Кризис трех лет, поступление в первый класс, подростковый возраст, окончание школы. Дети в это время подвержены изменению всех внутренних систем организма и его последствия могут проявляться как беспричинная агрессия. Что делать родителям? Относиться к ребенку с пониманием и участием, запастись терпением и переждать трудный жизненный период, предлагать ребенку помощь и оказывать ее, если он в ней нуждается.

  • Трудности в детской жизни, о которых неизвестно взрослым.

Так бывает, что родители не подозревают того, что дети подвергаются нападкам со стороны сверстников, взрослых людей, вынуждены самостоятельно противостоять или терпеть любые формы насилия, решают проблемы финансового характера, в коммуникативной сфере. Чувства, которые при этом возникают – тревоги, страха, стыда или вины – не могут быть выражены и вызывают приступы безосновательной, на первый взгляд, агрессии. Поэтому ответ на вопрос «Почему ребенок агрессивный?» может иметь прямое отношение к детским тайнам, секретам, ситуациям, когда детям стыдно признаться родителям, открыться им, попросить помощи. Что делать? Постараться наладить близкие отношения с ребенком, установить контакт, во время которого возникнет близость и желание довериться близкому человеку.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Ребенок стал агрессивным после стресса

Ребенок стал агрессивным после стресса

Родители и педагоги ошибаются, когда считают, что детская агрессивность – это всего лишь природная особенность или капризы. Часто грубость, вспыльчивость и насилие являются последствиями пережитого стресса. Иногда родители, когда обращаются за консультацией к детскому психологу, замечают, что ребенок стал агрессивным и даже неуправляемым после негативных или значимых событий в жизни.

Так, агрессию может вызвать развод между родителями, переезд в новый город или переход в новую школу (детский сад), появление еще одного ребенка в семье, потеря кого-то из близких людей, повторный брак одного из родителей и другие события, которые вызывают много чувств. Неумение разобраться со своими эмоциями провоцирует агрессивное поведение.

Ребенок агрессивный и нервный – что делать родителям? Вспомнить, какие ситуации или события могли нарушить гармонию эмоциональной сферы ребенка. Поговорить с ним об этом – что он думает, что чувствует, о чем переживает и тревожится, возможно, его мучают страхи, боль, грусть и неудовлетворенность.

Ребенок агрессивный и нервный: что делать родителям?

Наблюдая за изменениями в поведении ребенка, особенно, если они являются негативными, почти все взрослые стараются составить план действий, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Как быть матери и отцу, чей ребенок – дошкольник, ученик или подросток – ведет себя несдержанно, агрессивно? Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям заключаются в следующем алгоритме:

  1. Признать, что существует проблема, которая вызывает изменения в детском поведении.
  2. Взглянуть на ребенка не как на «злого человека», а как на того, кто нуждается в помощи и сам страдает от своей агрессии.
  3. Отстраниться и взглянуть на ребенка со стороны – чем он живет, что интересно ему, что он любит и против чего протестует, какие привычки у него есть, что происходит с ним?
  4. Установить контакт с сыном или дочерью, чтобы «достучаться» до той части психики, которая вызывает проявление агрессии. Скорее всего, чтобы сделать это, понадобятся время и силы, искреннее участие к ребенку, уважение и понимание его чувств и желаний.
  5. Удовлетворить его потребность, решить проблему, которая его мучает и делает поведение агрессивным. Поменять свое отношение – перестать критиковать, обесценивать детские чувства, давить, манипулировать.
  6. Обратиться за помощью к психологу – для себя или ребенка, чтобы составить план коррекционных занятий, самому стать на путь изменений.
  7. Подобрать игры для агрессивных детей дошкольного возраста или школьников и практиковать их в семье.

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать?

Агрессивный ребенок в детском саду: что делать?

Мать и отец могут столкнуться с трудностями, если их ребенок ведет себя агрессивно в группе детского сада – бьет и оскорбляет других детей, портит вещи, грубит воспитателям. Тогда, приходится сталкиваться с жалобами педагога, родителей других детей, внутри «поднимаются» чувства стыда и разочарования в собственном ребенке.

Когда агрессивный ребенок в детском саду теряет друзей, родители задаются вопросом: что делать?

  • Выяснить причины агрессивного поведения.
  • Научить выражать злость и гнев другими способами – бить подушку, кричать в стакан, рисовать, рвать бумагу, лепить обидчика из пластилина.
  • Научить решать конфликты мирно – договариваться, уступать, не провоцировать ссоры, избегать провокаций и вызовов.
  • «Не подключаться» к играм и ситуациям, в которых вот-вот начнется драка или ссора.
  • Проанализировать отношения в семье: как мать и отец привыкли выражать злость, раздражение, обиду? Возможно, они сами демонстрируют ребенку пример агрессивного поведения?

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители и педагоги обращаются за помощью к детскому психологу, когда понимают, что поведение ребенка нуждается в изменении. В чем заключается коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста? Как правило, это занятия, во время которых используются элементы сказкотерапии, куклы, игрушки, кубики, песок, краски, пластилин. Специалист строит взаимодействие с малышом таким образом, что, с помощью метафор и наглядного материала, он обучается новым способам проживания конфликтов, приобретает полезные и эффективные привычки в поведении.

Таким образом, коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста является важным и необходимым этапом в жизни дошкольника, возможностью научиться строить общение и найти друзей.

Игры для агрессивных детей дошкольного возраста

Родители могут снизить уровень агрессии у ребенка, если будут практиковать с ним специальные игры. Так как за агрессивным поведением стоят подавленные чувства, нужно играть в такие игры, с помощью которых можно выражать эмоции – безопасно и безболезненно, в игровой форме. Игры для агрессивных детей дошкольного возраста должны иметь общие принципы:

  • активность, подвижность;
  • отсутствие напряжения, юмор;
  • телесный контакт;
  • атрибуты: мяч, бумага, пластилин, краски и другие предметы, которыми можно манипулировать – бросать, мять, рвать.

Когда родители понимают, что ребенок агрессивный и нервный и думают, что делать, нужно устанавливать с ним контакт. Игра – лучший способ понять дошкольника.

Агрессивное поведение ребенка в школе

Агрессивное поведение ребенка в школе

Как быть, если агрессивное поведение проявляется на уроках?

  1. Понять, что его провоцирует, ведь, агрессивное поведение ребенка в школе может быть вызвано разными причинами, не всегда имеющими отношения к семье и детскому характеру. Возможно, школьника обижают, и он защищается, может быть, таким образом, он пытается привлечь внимание к себе и стать авторитетом. Бывает так, что агрессивное поведение ребенка в школе проявляется как протест против несправедливого отношения к нему педагога.
  2. Обсудить с учителем трудности в поведении ученика, найти компромисс, составить план работы со школьником, который будут соблюдать и родители и педагог.
  3. Обратиться к школьному психологу – он поможет понять, в каком состоянии находится эмоционально-волевая сфера ребенка, даст полезные рекомендации о том, как общаться с ним дома, проведет курс коррекционных занятий.

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Ребенок агрессивный и нервный: что делать матери и отцу, чтобы снизить уровень злости, гнева, раздражения, направленный на себя или других людей? Следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • учить спорить, отстаивать свою позицию безопасными методами;
  • показать дыхательные упражнения – они помогут чувствовать спокойствие во время стрессовых, волнующих ситуаций;
  • учить выражать чувства словами, но не «кулаками»;
  • владеть собственными эмоциями – для ребенка это будет лучший способ научиться держать себя в руках;
  • учить проговаривать чувства: «Я злюсь», «Я недоволен», «Мне не нравится».

Когда в семье растет агрессивный ребенок, рекомендации родителям не должны ограничиваться общим списком, полезно, также, обратиться к психологу и получить помощь, основанную на индивидуальных особенностях ребенка и отношениях в семье.

Работа с агрессивными детьми у психолога

Работа с агрессивными детьми у психолога

Чаще всего используются методы арттерапии, где дети могут выражать свои эмоции, снимать напряжение, учатся расслабляться. Песок помогает осознавать пространство – свое и чужое и устанавливать границы во время общения. Работа с агрессивными детьми не бывает быстрой – для того чтобы поменять детские привычки в поведении, потребуется время и усилия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослых.

Также, на занятиях с психологом используются методы сказкотерапии, где дети получают возможность решить волнующие их проблемы, которые вызвали агрессию.

Работа с агрессивными детьми у психолога может быть индивидуальной или проходить в группе – так, дошкольники и ученики получают новый опыт взаимодействия, учатся спорить без кулаков, общаться, дружить, защищать себя.

Агрессия является сигналом к тому, что ребенку требуется помощь, поддержка и внимание со стороны взрослых. Когда они меняют отношение к нему, проявляют заботу и участие, дети успокаиваются, чувствуют себя нужными, меняют вредные привычки поведения на полезные гораздо быстрее.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / Валявко С. М., Аксенова Ю. Ю. // Специальное образование. - 2015. - ВАК

Психогенетические особенности проявления агрессии у детей и подростков / Крючкова А. С. // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013

Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет / Демко Е. В., Петьков В. А. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - ВАК

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии / Фурманов И. А. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - ВАК

Психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением / Панков М. Н., Кожевникова И.С., Сидорова Е.Ю. и др. // Экология человека. - 2018. - ВАК