Малыш, поверь в себя!

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Все родители хотят видеть своих детей благополучными и успешными. Еще гуляя с колясками, мамы увлеченно обсуждают, у кого малыш раньше начал сидеть, ходить, у кого раньше прорезались зубки — наверняка это признак будущего богатырского здоровья и успехов в любой деятельности! Как только кроха в первый раз попадет ножкой по мячу, папа уже прочит ему карьеру великого футболиста. Но время идет, и бывает так, что реальность оказывается очень далеко от радужных мечтаний родителей. Малыш не только не демонстрирует грандиозных успехов, он вообще отказывается даже пытаться сделать что-то, даже самые простые вещи. «Как здорово у тех ребят получается, давай тоже попробуем?» — «Но у меня же не получится…» Откуда у ребенка это знание своей неуспешности? Как ему помочь?

Развитие ребенка — превыше его счастья

Теория безусловной любви официально озвучена была недавно, но на самом деле это механизм, заложенный самой природой. Каждая мать любит своего детеныша и заботится о нем не за то, что он растет сильным, слушается ее или достигает каких-то успехов, а просто потому что он — ее детеныш. То же самое присуще и человеческим отношениям. Но развитие социальных норм, разных в разные периоды времени, почему-то периодически стремилось прервать ту абсолютную связь между малышом и мамой. Все мы знакомы с теориями о том, что родители не должны баловать ребенка, малыш должен заслужить внимание, он не имеет права претендовать на проявление любви, если не демонстрирует, что достаточно хорош для этого.

Особенно странно, что такие теории чаще стал появляться именно в те времена, когда бытовой и социальный уровни жизни людей, наоборот, семимильными шагами продвигались все выше и выше. Таким образом, мы пришли к парадоксальной картине: дети накормлены, одеты, им не грозит война и прочие бедствия — но они несчастны и понимают, что никак не соответствуют высоким требованиям этого мира даже для своей семьи. И родители сами поддерживают такое понимание мира крохой — мы ведь требуем от него усилий для соблюдения его же интересов, вдруг развитие ребенка остановится, если никто не будет подталкивать его вперед?

Детский психолог советует любить

Детский психолог советует любить

На самом деле, в этом желании повлиять на развитие ребенка и кроется корень будущих проблем. Вы стремитесь подтолкнуть ребенка к будущим победам, но фактически вы сигнализируете ему — вот здесь сейчас у тебя ничего не получается, ты неудачник. А ведь это — только начало жизненного опыта ребенка. Малыш мало что знает пока, любая полученная сейчас информация станет точкой отсчета в будущем, а то, что сообщают родители — истина в последней инстанции.

«Как же ты испачкался, нельзя так делать, пойдем отсюда, грязнуля» — вы охаете о том, как теперь придется отмывать чадо, а малыш ведь пытался вам показать, какой замечательный замок из песка он построил, или какой прекрасный вырыл канал. Какие из этого сделает ребенок выводы? В первую очередь, он увидит, что его вообще не слышат родители — самые значимые люди в его жизни. Тут даже не так важно при том, что обозвали грязнулей — то, что так важно для него, оказывается, вообще не нужно и не интересно, более того — это плохо. Так закладывается базовое отношение к себе — нет, я не ценен сам по себе, меня должны признать хорошим другие, и, скорее всего, они не оценят меня плохо, ведь то, что я делаю, скорее всего будет неправильным, неважным. Если даже родители не замечают меня, то какое до меня дело будет чужим людям?

Слов в любви много не бывает

Потому так важно при каждой возможности сообщать малышу о том, что вы любите его. Лиса-мама дает понять лисенку, что он самый лучший, принося ему вкусную еду и вылизывая шерстку. Человечество прошло намного дальше в развитии из-за наличия развитой речи — в том числе поэтому человеческим детенышам важно видеть не только проявления любви (которые еще можно истолковать по-разному), но и слышать об этом на словах — самом прямом канале передачи информации.

Вы должны прочно донести до сознания малыша — любовь мамы и папы такая же вечная истина, как то, что солнце светит на небе. И как ничто не может повлиять на ход солнца, ничто и не изменит отношения родителей к ребенку. Развитие ребенка в плане получения навыков аккуратности никуда не денется — у вас будет много лет для этого впереди. А стабильность психики, адекватная самооценка и уверенность в себе закладываются именно сейчас, в самые первые годы, и любая мелочь в общении может порушить эти тонкие структуры сознания. Согласитесь, это гораздо важнее грязных рук или запачканной одежды.

Сверхзаботливые родители — тоже плохо

Сверхзаботливые родители — тоже плохо

Так что же, получается — всегда все спускать с рук ребенку? Пусть хулиганит, растет маленьким поросенком, вообще не слушает маму с папой — они не могут сделать ему замечания, ведь они любят его? От такого подхода детский психолог категорически предостерегает. Как ни странно, но вседозволенность и отсутствие родительской критики как таковой тоже ведет к разрушению здоровых отношений между родителями и крохой.

Маленький ребенок не приспособлен к жизни в этом мире — он адаптируется в течение времени детства и юности, взрослые на всех уровнях учат его жить — показывают опасности, разъясняют алгоритмы поведения. Очень важное место в этой системе должны занимать рамки безопасности. С физическими рамками все ясно — тут горячее, сюда нельзя, в розетке ток, потому ее надо закрыть. Рамки психологические важны не меньше, но они часто бывают менее очевидны для родителей.

Не знающий социальных ограничений ребенок не сможет корректно выстраивать отношения со сверстниками, воспитателями и учителями, ему будет трудно завести друзей. Полная вседозволенность не только опасна физически, она неизбежно приводит к большой душевной травме, когда малыш подрастает и сталкивается с тем, что окружающие люди не желают спускать ему с рук некорректное поведение и не восхищаются любыми его проявлениями, как это делали родители. Такое вторжение реальности оканчивается либо озлобленностью, либо внезапно возникшим гипертрофированным комплексом неполноценности, и оно в любом случае негативно отразится на всем развитии ребенка в эмоциональном плане.

Малыш любим, но ему можно не все

Что же делать, раз ругать ребенка нельзя, но и хвалить за любой поступок — тоже нехорошо? Нужно просто последовательно придерживаться избранной линии воспитания, четко отделяя поступки от личности. Малыш, ты поступил плохо, но это не значит, что ты плохой, просто ты принял неправильное решение. Давай подумаем, почему так вышло, и больше ты так делать не будешь. Если ребенок обидел кого-то — обязательно подойдите вместе с ним извиниться перед обиженным. Это важный и непростой опыт — признать свою неправоту, почувствовать первый стыд. Малыш запомнит его и при правильной подаче будет избегать ситуаций, которые могут привести к повторению. Но ему в это время нелегко — поддержите его, будьте рядом в такую минуту. Таким образом, рамки социального поведения будут четко продемонстрированы, но ощущения «плохого себя» крохе удастся избежать. Именно так корректно происходит развитие ребенка в эмоционально-волевой сфере.


Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу