Развитие ребенка
Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения
5

Методика Монтессори: особенности альтернативной системы обучения


Автор
Екатерина Рубанова


Вопрос обучения детей является актуальным для всех родителей. И на сегодняшний день существует довольно много методик дошкольного и школьного образования, которые значительно отличаются от классических педагогических программ. Одной из альтернативных программ обучения является система Марии Монтессори. Это целая программа воспитания, в основе которой находится мысль о наличии в каждом ребенке сильного внутреннего ресурса. Создав определенные условия для полноценного саморазвития детей, можно поспособствовать раскрытию такого ресурса и развитию гармоничной личности. Монтессори-педагогика — это обучение без принуждения, ставящая своей целью пробуждение естественного стремления личности к обучению.

Кто такая Мария Монтессори?

Кто такая Мария Монтессори?

Свое наименование методика Монтессори получила в честь основателя этой педагогической системы — Марии Монтессори. Эта удивительная женщина стала великим педагогом своего времени. Она родилась еще в середине 19 века в Италии и получила профессию доктора, что на тот момент было серьезным достижением (Мария Монтессори стала первым врачом-женщиной в истории страны). В течение некоторого времени Мария Монтессори работала в специализированной клинике с умственно отсталыми детьми. Женщина старалась облегчить их пребывание в учреждении и заметила, что использование различных подручных материалов в играх малышей помогло развитию их умственных способностей. Впоследствии Мария Монтессори получила должность директора Ортофренического института, в котором проходили подготовку учителя, призванные работать с больными детьми. Она продолжала заниматься с детьми, обучающимися в школе на базе этого института. И в результате таких занятий многие учащиеся успешно сдали экзамены на уровне с учениками обыкновенных общеобразовательных школ. Именно это удивительное событие сподвигло Марию Монтессори пересмотреть собственное отношение к традиционному обучению абсолютно здоровых людей. Наработки женщины легли в основу новой педагогической системы — методики Монтессори.

Что такое методика Монтессори?

Педагогическая система Монтессори — это уникальная методика, целью которой является создание особой ситуации, когда дети учатся самостоятельно. Весь метод включает в себя три основные части: собственно, самого ребенка, определенную окружающую среду, а также особенным образом подготовленного педагога.

Центром методики Монтессори является ребенок. Его окружает особенная среда, где он может жить и обучаться самостоятельно. Благодаря такому окружению ребенок может совершенствовать свои физические качества, формировать моторные и сенсорные навыки в соответствии с возрастными особенностями, а также приобретать необходимый жизненный опыт. Также метод Монтессори помогает детям учиться упорядочивать различные предметы и явления, сопоставлять их и получать информацию (знания) на личном опыте. Педагог при этом играет роль наблюдателя и приходит на помощь ребенку только при необходимости.

Монтессори удалось построить образовательную систему, основанную на саморазвитии личности ребенка в соответствии с его собственным внутренним потенциалом.

Принципы Монтессори

Принципы Монтессори

Методика Монтессори основывается на нескольких основных характеристиках, которые обычно называют принципы Монтессори.

  • Ребенок главный. Программа Монтессори основывается на убеждении, что обучение должно осуществляться в соответствии с потребностями детей. И только ребенок знает на интуитивном уровне, какие занятия являются для него на данный момент актуальными.
  • Направляющая роль педагога. Взрослый всегда должен находиться рядом с ребенком, но действовать особенно деликатно, чтобы не нарушить естественную тягу к познанию.
  • Изменение окружающей среды. В целом, среда или игрушки Монтессори — это основа данного метода развития. Окружение должно удовлетворять потребности всех учащихся, а также изменяться и подстраиваться под их интересы. Изменение среды — задача Монтессори-педагога.
  • Разновозрастные группы. Дети разного возраста учатся многому, просто наблюдая за работой друг друга. Ребенок должен видеть возможности дальнейшего развития и тянуться к тому, чего еще не умеет. Ранее подобную функцию выполняла семья, в которой было несколько детей с небольшой разницей в возрасте.
  • Свобода выбора материала и передвижений по классу. В соответствии с системой Марии Монтессори ребенок должен заходить в класс и самостоятельно выбирать работу для себя. Конечно, интересы одного ребенка вполне могут пересекаться с желаниями другого. Но тут на помощь приходит простое правило класса Монтессори — кто первый взял работу, тот с ней и занимается. Дети могут предлагать друг другу играть вместе, но у каждого из них есть право отказаться от такого приглашения.
  • Возможность выбора самостоятельной работы или работы в группе. Воспитание по Монтессори помогает детям научиться отстаивать собственное личное пространство, а также находить компромиссы и взаимодействовать друг с другом.
  • Отсутствие ограничений во времени. Дети могут работать с учебным материалом столько времени, сколько считают нужным.
  • Соблюдение правил. В Монтессори-классе действуют определенные правила, которых придерживаются все без исключения. В частности, каждая работа имеет свое место, и все дети, позанимавшись, убирают за собой. Также в классе все учащиеся стараются поддерживать комфортную тишину.
  • Отсутствие оценок взрослого. Воспитание по Монтессори исключает постоянное оценивание. Педагоги помогают детям адекватно оценить свою деятельность и стремиться к развитию.
  • Отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Работа со специально подготовленным окружением. Система Монтессори предполагает занятия с особенным дидактическим материалом, разработанным Марией Монтессори.

Принципы Монтессори скрупулезно соблюдаются педагогами и доносятся до родителей учащихся. Благодаря такому взаимодействию происходит воспитание свободной личности, способной к самоорганизации и самоуправлению.

Особенности и отличия методики Монтессори для детей

По сравнению с классическим обучением методика Монтессори для детей отличается кажущимся отсутствием четкой организованности. Учащиеся свободно расходятся по классу, подбирая себе деятельность в соответствии с собственными интересами. Если ребенок не хочет ничего делать в принципе, никто его не заставляет учиться. Он может свободно наблюдать за работой других детей, читать или просто отдыхать. Педагоги не настаивают на работе, не предлагают учащимся новые занятия, а лишь наблюдают и, при необходимости, подсказывают особенности работы с теми либо иными материалами.

Также методика Монтессори для детей не подразумевает составления программ обучения, у нее нет стандартов и каких-то унифицированных требований.

Периоды развития по системе Монтессори

Периоды развития по системе Монтессори

В соответствии с программой Монтессори личность каждого ребенка проходит 3 основных этапа развития:

  • 1 стадию детства — от рождения до школы.
  • 2 стадию детства — начальная школа.
  • Юность — от 12 лет до совершеннолетия.

При этом важнейшей жизненной фазой является именно первый период, ведь именно на этом временном этапе происходит интенсивное формирование личности и умений. Мария Монтессори вывела теорию, согласно которой каждый ребенок в период от рождения до 7 лет проживает несколько этапов повышенной восприимчивости в психологическом, а также физическом развитии — так называемых сензитивных периодов. Во время пребывания в них дети с легкостью и быстротой усваивают новую информацию и овладевают новыми навыками. И очень важно, чтобы каждый ребенок получил возможность полностью развить в себе нужные умения именно на этих этапах, так как они проходят безвозвратно.

Система Монтессори подразумевает наличие у детей нескольких сензитивных периодов:

  • Развитие речевых способностей (от рождения до 6 лет).
  • Восприятие порядка (от рождения до 3 лет).
  • Развитие сенсорных способностей (от рождения до 5,5 лет).
  • Развитие чувствительности к небольшим предметам (от 1,5 до 2,5 лет).
  • Развитие движений и действий (от 1 до 4 лет).
  • Социализация (от 2,5 до 6 лет).
  • Музыкальное развитие (от 1,5 до 5,5 лет).
  • Математическое развитие (от 4 до 6 лет).
  • Изучение иностранных языков (от 2,5 до 6 лет).
  • Развитие самостоятельности (от рождения до 5 лет).

Сензитивные периоды являются благоприятным временем не только для обучения определенным видам деятельности. Они также помогают выявить склонность (талант) к каким-то занятиям, воспитать умение владеть собой и сформировать отношение к миру в целом.

Роль педагога: педагогическая система Монтессори

Роль учителя в педагогической системе Монтессори определяется принципом-девизом: «Помоги мне это сделать самому». Деятельность педагога включает в себя несколько основных компонентов:

  • Наблюдение за группой, за взаимодействием ее участников, а также за каждым отдельным ребенком.
  • Пробуждение, развитие, а также утоление познавательных и прочих интересов ребенка.
  • Выполнение презентаций. Этот термин используется для обозначения первого индивидуального предъявления наиболее рационального образца работы с материалами (игрушками Монтессори).

Развитие ребенка по Монтессори исключает любое давление на детей в выборе деятельности. Педагог обязан уметь качественно и точно демонстрировать возможности применения дидактического материала, который находится в постоянном доступе у учащихся — в специально подготовленной среде. Поэтому все учителя Монтессори должны полностью овладеть принципами Монтессори и разными приемами данной системы, а также знать обо всех развивающих функциях материалов.

Обучение Монтессори: где готовят педагогов?

Обучение Монтессори: где готовят педагогов?

Содержание профессиональной подготовки Монтессори-педагогов формируется специальными Монтессори-институтами, которые функционируют на базе разных Монтессори-обществ. Такие общества занимаются организацией международных и национальных курсов по подготовке Монтессори-учителей в соответствии со стандартами и нормами Международной Монтессори-Ассоциации (AMI). AMI — это центр, в котором обучают международных тренеров. Также во многих странах есть целая система национальных курсов по изучению и освоению Монтессори-педагогики. К примеру, в США каждый год функционирует 55 учебных курсов.

Монтессори обучение обычно проходят люди, уже имеющие психолого-педагогическую подготовку. Им предстоит обучение на определенных курсах в зависимости от возраста будущих воспитанников. Длительность каждого курса обучения равна 10 месяцам. Программа обучения Монтессори включает в себя:

  • теоретические занятия;
  • наблюдение за детьми;
  • работу с дидактическим материалом.

После окончания курса обучения новоиспеченный Монтессори-педагог проходит пятинедельную практику. Так учителя получают технологический опыт работы и подготавливаются к итоговой квалификационной сессии, состоящей из нескольких письменных и практических экзаменов. Такие тесты выполняют международные педагоги-тренеры. Только после получения результатов экзаменов происходит полное подтверждение квалификации Монтессори-учителя.

Организация класса по программе Монтессори

Методика Монтессори для детей подразумевает особенную организацию обучающей среды, которая делится на 5 зон.

  1. Зона сенсорного развития. Тут расположены материалы, развивающие зрение, слух, обонятельные способности, а также внимание, память и тактильные ощущения.
  2. Математическая зона. Тут сгруппированы материалы, призванные обучить счету, геометрии и пр.
  3. Зона практической жизни. Тут расположены реальные предметы обычной банальной обстановки и обихода для овладения бытовыми навыками. Дети учатся гладить, стирать, правильно одеваться и завязывать шнурки, чистить (одежду, посуду и пр.), шить, резать и пр.
  4. Языковая зона. Здесь находятся материалы, которые помогают детям научиться чтению и письму.
  5. Космическая зона. Это место, где учащиеся знакомятся с нашей планетой и всей Вселенной, различными природными процессами и явлениями, а также культурой и традициями разных народов.

Дополнительно программа Монтессори подразумевает организацию для детей доступного пространства на кухне, в раздевалке, в местах общего пользования и пр.

Материалы или игрушки Монтессори

Материалы или игрушки Монтессори

На самом деле, игрушки Монтессори — это некорректное название. В педагогической системе Монтессори принято использовать термин «материалы» или «работы». Они призваны помочь ребенку в познании мира, а также в овладении новыми навыками. Материалы Монтессори могут быть самыми разными, но существуют единые общемировые требования к таким работам (начиная от содержания и оканчивая размером и даже цветом). Все работы условно делятся на несколько групп.

  • Дети раннего возраста обычно работают с разными видами пирамид, бусин, шнуровок. Широко используются сенсорные мешочки, несложные пазлы, а также настенные и настольные модули.
  • В математической зоне находятся тактильные цифры, дроби-кегли, особенные числовые штанги, математические планшеты и пр.
  • В языковой зоне располагается материал в виде металлических рамок-вкладышей, прописных и печатных фактурных букв, подвижного алфавита и пр.
  • В зоне практической жизни могут использоваться настоящие бытовые приборы и предметы быта, крупы, рамки с пуговицами, застежками и различными кнопками.
  • Зона сенсорного развития вмещает специальные головоломки, тактильные таблицы, вкусовые баночки, шумовые цилиндры.
  • Зона музыкального развития может включать в себя специально разработанные Монтессори-колокольчики, шумовые игрушки, настоящие музыкальные инструменты, гремелки и пр.

Во всех Монтессори-учреждениях используются одинаковые материалы. Также они располагаются в определенном порядке, который устанавливает единая программа Монтессори для детей.

Круги и презентации при занятиях Монтессори для детей

Занятия Монтессори для детей проводятся по единому стандарту и обычно включают в себя:

  • Круги. Это общие занятия, которые проводятся со всеми учениками. На них дети могут делиться последними новостями и событиями, обсуждать праздники, играть в коммуникативные игры, изучать новую информацию. При этом учащиеся собираются в круг на ковре и при общении видят лица друг друга.
  • Презентации. Это демонстрация правильной работы с материалом для ребенка либо группы детей. Проводится педагогом по определенному утвержденному сценарию.
  • Свободную работу. Именно на эту деятельность приходится большая часть работы детей в Монтессори-классе. Ребенок при этом работает с тем материалом, который ему интересен на данном этапе.

Монтессори для детей до года

Развитие ребенка в первый год жизни проходит очень интенсивно, поэтому многие родители закономерно интересуются, возможно ли применение методики Монтессори для детей до года. В соответствии с системой Марии Монтессори лучшей подготовительной средой для детей раннего возраста является семья, и ребенок должен получать эмоциональные впечатления, находясь в центре событий семейной жизни.

Тем не менее, многие элементы воспитания детей по Монтессори могут использоваться дома даже в отношении малышей раннего возраста. Прежде всего это:

  • организация открытого и безопасного пространства;
  • поддержание постоянного порядка;
  • предоставление детям возможности самостоятельно выбирать себе занятие;
  • использование игрушек из натуральных материалов, со спокойной окраской, разнообразной формой и структурой.

Игрушки Монтессори даже для малышей раннего возраста можно приобрести через интернет или же соорудить что-то похожее своими силами. В домашних условиях для развития по Монтессори могут использоваться самые разные предметы быта.

Безусловно, Монтессори для детей до года — это достаточно условное понятие. В любом случае, в таком возрасте для малышей куда более важным является постоянный контакт с родителем.

Метод Монтессори для дошкольников

В соответствии с методом Монтессори уже с 3 лет дети нуждаются в организации особенной среды, приспособленной к активной самостоятельной деятельности. Такую задачу выполняют образовательные учреждения, функционирующие в соответствии с международными нормами. В детских садах, в которых действует система Монтессори, уделяется внимание не только организации особенного класса со специально подобранными материалами. В них должны быть предусмотрены и прочие условия для самостоятельной жизнедеятельности ребенка:

  • соответствующие росту ручки дверей, раковины и краны;
  • удобная легкопереносимая мебель;
  • игровой материал (обычные игрушки в отдельном помещении);
  • помещение для отдыха и питания и пр.

Неподалеку от сада должно быть организовано место для прогулок, площадка для движений, а также участки для выращивания цветов и растений.

Программа Монтессори для детей школьного возраста

Программа Монтессори для детей школьного возраста

Дети школьного возраста понимают, что мир является увлекательным и огромным местом. У них проявляется огромная жажда познания, и в Монтессори среде они могут реализовать свои потребности. В школе Монтессори также придерживаются всех вышеперечисленных принципов, обучающая среда все так же делится на зоны, но включает в себя другие материалы.

Программа Монтессори для детей школьного возраста в соответствии со стандартами AMI рассчитана на учеников от 6 до 12 лет и включает в себя довольно объемный набор специфических предметных знаний, зафиксированных в учебном плане AMI школы. Дети получают знания при занятиях в подготовленной среде, а также во время презентаций и фронтальных уроков (ключевых уроков и больших историй).

Однако метод Монтессори в отношении обучения школьников имеет определенные недостатки. Стандарт AMI составлялся еще в 1950-х годах по программе американского начального образования, из-за чего в него не входят многие темы, важные для подтверждения полученных знаний во время аттестации в разных странах.

Развитие ребенка по Монтессори дома

Реализовать воспитание по Монтессори в домашних условиях вполне реально. Но родителям нужно приготовиться к тому, что нужно будет полностью изменить привычную организацию пространства и свое отношение к процессу обучения:

  • приобрести удобную, красивую мебель, подходящую ребенку по росту;
  • приобрести разные предметы обихода, с которыми ребенок сможет обучаться навыкам самообслуживания (это и небольшой веник с совком, и удобная подставка к раковине, которая облегчит мытье ребенком посуды и умывание и пр.);
  • подготовить дидактические Монтессори-материалы (для начала их можно изготовить самостоятельно из подручных материалов);
  • организовать доступ ребенка к материалам (ограниченному количеству) и периодически менять их на новые;
  • придерживаться основополагающих принципов Монтессори, в частности, не вмешиваться в деятельность ребенка и не навязывать ему разные занятия, а только отзываться на просьбу о помощи.

Конечно, в домашних условиях невозможно полностью воссоздать подготовленный Монтессори-класс. Развитие ребенка по Монтессори дома, скорее, включает в себя соблюдение основных правил и норм такой педагогики.

Плюсы системы Марии Монтессори

Плюсы системы Марии Монтессори

Существует несколько основных и подтвержденных плюсов метода Монтессори.

  • Исследования показали, что дети, обучающиеся по системе Монтессори легче овладевают навыками чтения и математики. Кроме того, они проще вступают во взаимодействие друг с другом, нежели дети из обыкновенных детских садов.
  • Система Марии Монтессори способствует развитию в ребенке самостоятельности. С раннего возраста дети учатся обслуживать себя: одеваться, застегивать одежду, убирать за собой и пр.
  • Дети при воспитании по Монтессори учатся мыслить независимо, не полагаются на авторитетное мнение взрослых.
  • Педагогическая система Монтессори исключает критику детей, учащихся не наказывают и не ругают, поэтому их самооценка не страдает. .

Минусы воспитания детей по Монтессори

На самом деле, у программы Монтессори для детей есть несколько ощутимых недостатков, хотя адепты такой педагогической системы не всегда их признают:

  • При развитии ребенка по Монтессори уделяется повышенное внимание развитию мышления и аналитических способностей детей. При этом творчество и воображение отходит на второй план.
  • В системе Монтессори не нашлось места для ролевых игр. А ведь именно они являются для детей средством для изучения мира и поиска своего места в нем.
  • Также воспитание по Монтессори не включает в себя работу с волшебными сказками. Между тем, именно они в течение многих лет помогали детям бороться с естественными страхами.
  • После обучения по Монтессори многие дети испытывают огромные трудности при посещении обыкновенного детского сада либо школы.

Стоит также подчеркнуть, что в условиях современного подхода к альтернативному образованию отыскать настоящие образовательные учреждения, работающие в соответствии со всеми требованиями AMI достаточно сложно. А неправильная организация детских садов и групп раннего развития не гарантирует эффективное обучение Монтессори. В частности, кружки Монтессори для детей до года чаще всего являются лишь рекламным ходом и ничем больше.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Тайна освобождения ребенка. Почему метод М. Монтессори опять актуален? / Сумнительный К. Е. // Проблемы современного образования. - 2011. - №1

Самообучение и самовоспитание в начальной школе / Монтессори М.. - 2009

Практическая Монтессори-педагогика / Хилтунен Е.. - 2005

Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей / Хилтунен Е. А. // М.: Aстрель. - 2010

Профессиональная подготовка Монтессори-Педагога / Н. А. Каргапольцева // Вестник ОГУ. - 1999. - №2