Развитие ребенка
Развитие ребенка: на уровне эмоций
4.5

Развитие ребенка: на уровне эмоций


Автор
Ольга Трущалова


Несмотря на то, что развитие детей раннего возраста находится под влиянием эмоций, оно проходит несколько стадий: от неосознанного эмоционального реагирования на окружающий мир дети постепенно переходят к непроизвольному контролю своих состояний. В этом случае ребенок начинает вырабатывать собственную формулу поведения. Кстати, эмоции хороший показатель его внутренних состояний, с которыми можно работать -- усиливать желательные или устранять неоправданные формы поведения ребенка.

Развитие детей раннего возраста

Взрослые, знакомя ребенка с окружающим миром, пользуются не только предметным рядом, но и невольно окрашивают его эмоционально при помощи собственного голоса, мимики, жестов, тем самым устанавливая еще и эмоциональную связь ребенка с окружающей действительностью. Особенно сильно проявляется эмоциональное развитие ребенка в играх. Позднее, помимо познавательных моментов, эмоционально приятных, либо неприятных, появляется так называемая поведенческая линия, когда ребенок начинает эмоционально реагировать уже на реакцию взрослых на тот или иной стиль собственного поведения.

Постепенно складываются правила поведения, которые соблюдаются ребенком и окружающими. Эмоциональное развитие детей раннего возраста таким образом оказывается напрямую связано с познавательной функцией. Не стоит только путать познавательное с эмоциональным, часто эти задачи носят разный характер и используют разные средства развития ребенка. Точно так же как и практический опыт ребенка сопряжен со своим, только ему присущим эмоциональным восприятием, с которым он вступает в мир и взаимодействует с ним на уровне эмоций.

Эмоциональное развитие ребенка не происходит бесконтрольно, не формируется произвольно, оно заложено в отношении к окружающей действительности, которое помогают направить и развить взрослые. Воспитание через эмоциональное восприятие и эмоциональное воздействие – суть тонких материй. Эмоции рождаются, умирают, остаются в памяти, точно так же как и связанные с ними ощущения. Безусловно, параллельно оказываются задействованы еще два важных процесса – психическое развитие ребенка и развитие его нервной системы. Именно они способны привести средства развития ребенка к некоему балансу в эмоциональном плане.

Несомненно, в эмоциональном развитии ребенка положительные эмоции должны преобладать над отрицательными, иначе не избежать замкнутости и всяческих страхов в поведении ребенка. Все должно быть сбалансировано, тогда гармоничное развитие детей станет их личностной характеристикой.

Программа развития ребенка

Программа развития ребенка

Эмоциональный мир детей закладывается благодаря многим факторам, начиная от окружающей их обстановки до особенностей психического развития ребенка. Взрослые порой не помнят собственных детских переживаний, и не могут подобрать нужный тон для контроля нежелательных детских эмоций. Важно другое – понять, что ребенок не в состоянии подавить негативные эмоции усилием воли. Нужно как раз дать им выход и таким образом разрядить ситуацию. В этом и состоит психическое развитие ребенка, выработать способность не накапливать, а сбрасывать негатив.

Чувствовать, ощущать окружающий мир – значит жить в полную силу. Без эмоциональной составляющей развитие ребенка и его общение с миром станет тусклым и неинтересным. При этом программа развития ребенка в плане эмоций – явление многоуровневое. Оно дробится на этапы, у каждого из которых свои особенности и характерные черты.

Первое, что воспитывается в ребенке до 2-х лет – это «что такое хорошо, и что такое плохо, что приятно, а что нет». Эти понятия соответствующим образом окрашены эмоционально. Эстетические переживания проявляются с 3-х летнего возраста. Ребенок уже может испытывать определенные чувства от созерцания красивых предметов. Постепенно, благодаря оценке взрослых, у него формируется свое понимание прекрасного. Часто появляется потребность выразить себя с помощью движений, пения, лепки, рисунка. Благодаря новым навыкам становятся богаче и средства развития ребенка.

Позднее возникают ощущения иного уровня, связанные с успешностью совершаемых действий, задается новая программа развития ребенка. В частности, развитие речи у детей помогает осваивать действия познавательного характера, усиливаются сопровождающие их эмоции. Например, формируется избирательное эмоциональное отношение к сверстнику. Благодаря реакции окружающих его детей и взрослых ребенок начинает реагировать на модель собственного поведения. Ему становится знакомо чувство гордости и стыда, симпатии и сочувствия. В то же время импульсивность не исчезает, и эмоции по-прежнему являются основным мотивом в поведении ребенка, а развитие речи у детей помогает им выразить свою реакцию не только эмоционально, но и словесно.

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие ребенка

Развитие детей раннего возраста характеризуется также изменением их эмоционального фона, который становится связан с более глубоким осмыслением себя и своих поступков. С возрастом у ребенка появляются новые потребности и интересы, меняется программа развития ребенка. Прежняя импульсивность проявляется теперь на уровне органических потребностей, характер эмоций в деятельности и поступках дошкольника уже не зависит от оценки взрослых. Он вполне способен сам оценить результат своих действий.

В арсенале дошкольника старшего возраста появляются такие эмоционально окрашенные инструменты как интонация, жесты, мимика, которые применяются вполне осознанно. Развивается моральное сознание, усложняются отношения ребенка с окружающим миром, эмоции становятся вполне осознанными. Полным ходом идет психическое развитие ребенка, теперь оно самым тесным образом связано с его взаимоотношениями с социумом.

Пожалуй все эти качества отличают младшего дошкольника от старшего. Раньше можно было радоваться полученному результату своих не совсем осознанных действий, а теперь повзрослевший дошкольник может контролировать процесс выхода эмоций и осознанно получать желаемый результат. Новые интересы и потребности формируют социальное развитие ребенка. Он уже не отделяет себя от окружающего мира, который не кажется теперь ему чуждым и мало понятным. Социальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста вполне поддается общечеловеческим законам и принимается обществом как важная составляющая его общего развития.

Постепенно выстраивается своя система мотивов с достижением не ближайшей, а отдаленной цели. Ширятся средства развития ребенка, они становятся многообразнее.Так с осваиванием собственного эмоционального мира, ребенок начинает постигать чужой. Управление словом с помощью развития речи у детей и сдерживание эмоций с помощью тех же словесных аргументов также характерны для дошкольников старшего возраста.

Раскрытие способностей и эмоциональных переживаний ребенка все чаще идет через его приобщение к коллективному разуму. Нормы поведения и нравственных чувств пропускаются через мнение общества, пускай даже и детского. Интерес группы начинает цениться выше своего собственного, при этом развивается дух соперничества и соревнования. Социальное развитие ребенка предполагает формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств уже совершенно на ином уровне.

Подводя итог, нельзя не упомянуть об этапе эмоционального развития ребенка как наиболее значимом. Эмоционально развитые личности со сбалансированной психикой и способностью руководить собственными действиями – залог здорового общества, азы которого закладываются в развитии детей раннего возраста. От того насколько эмоциональное и психическое развитие ребенка будет благополучным, зависит успех всего предприятия под названием жизнь.