Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Дети и наказание: почему они не слушаются?

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Дети и наказание: почему они не слушаются?

Содержание

Дети порой ведут себя просто безобразно. Нельзя идти у них на поводу, следует спокойно, но уверенно останавливать свое чадо. В этом деле родители часто бросаются из крайности в крайность, а правильное решение, как правило, находится где-то посередине. Поэтому нужно учиться быть любящими, но в то же время объективными и в меру строгими, уважающими себя и своего ребенка родителями. Что значит, наказывать из любви, разбирался MedAboutMe.

Почему дети не слушаются?

Дети приходят в этот мир, ничего о нем не зная. Хотя познавать среду своего обитания начинают еще в утробе матери — прислушиваются к звукам, смотрят по сторонам, испытывают эмоции. Сначала ребенок привыкает к маме, а после рождения — к папе, окружающим его людям и другим детям. Он не знает, что можно делать, а что нельзя, и даже не подозревает о существовании каких-то правил поведения. Малыш пока лишь только чувствует, чего хочет и всеми силами пытается удовлетворить свои потребности.

С правилами поведения в обществе и общения с окружающими еще в младшем возрасте детей должны познакомить взрослые. И это не может выражаться в форме приказов: «не ходи», «не дерзи», «нужно здороваться». Слова в процессе воспитания, конечно, имеют важное значение, но это лишь небольшая часть того, что усваивает малыш. Главное, привычки поведения самих взрослых — с ним, друг с другом, с окружающими. Именно это он воспринимает прежде всего. Поэтому когда родители говорят, что нужно быть со всеми вежливым, а сами не здороваются с соседкой по даче, за глаза называя ее «старой жабой», ребенок понимает, что они говорят неправду.

Дети видят разницу между словами и поступками самих взрослых. Как раз такие несоответствия и помогают им находить возможности для манипулирования.

Такое случается, когда методы воспитания родителей существенно отличаются. Например, мама запрещает ребенку бегать по лужам, а папа считает, что в этом нет ничего страшного. Маленький манипулятор делает вывод — нужно быть поближе к папе. В следующий раз, когда мама в очередной раз что-то не разрешает, он говорит: «А папа сказал — можно». И наоборот, если запрещает папа, ребенок бежит за поддержкой к маме. Это может спровоцировать конфликт между родителями.

Ребенок ищет границу дозволенного

Ребенок ищет границу дозволенного

В процессе своего развития дети постоянно пытаются искать, пробовать, проверять границы: как больно можно кусать за грудь маму, можно ли сильно ударить бабушку, сколько насыпать в голову песка малышам в песочнице, как долго можно кричать при воспитателе? Прощупывание пределов дозволенного продолжается и в школьном возрасте. Только в это время игры становятся более жесткими — дети проверяют на прочность сверстников и преподавателей. Начинается это с подкладывания кнопок, а заканчивается доносами, неудовлетворительными оценками, а порой и более серьезными поступками.

Ребенок проверяет границы дозволенного вовсе не из-за стремления их нарушать. Напротив, если он их не видит, ему может быть страшно. И попытки найти эту черту — это просто желание обезопасить себя.

Показать детям границу между «можно» и «нельзя» тоже должны родители. То же самое касается и наказания в случае нарушения ребенком этих самых границ. Здесь важно учитывать не только возраст детей, но еще один важный момент: правильное наказание — это не унижение, а просто ограничение в каких-либо действиях.

Психологическое здоровье детей: как правильно наказывать?

Для того чтобы наказание не повлияло негативным образом на психологическое здоровье детей, следует придерживаться определенных правил:

  • Наказание должно оговариваться предварительно. К примеру, если ребенка не отпустили гулять во двор за то, что не убрал в своей комнате, он может почувствовать себя обиженным. Ведь родители не предупредили о «штрафе» в случае невыполнения задания.
  • Не применять меры наказания, которые могут причинить вред физическому или психологическому здоровью детей. Правильнее будет ввести ограничения, например, сократить время использования электронных устройств.
  • Ребенок должен осознавать, за что его наказали. В противном случае наказание может спровоцировать чувство злости и вынашивание планов мести. Если же он знает причину своего наказания, то, скорее всего, будет чувствовать досаду или грусть, а не обиду или унижение.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, пребывая в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения. Не секрет, что некоторые родители не против «сорвать злость» на своих детях, абсолютно не виноватых в причине этой самой злости. Это в корне неправильный ход. Такие привычки могут привести к тому, что со временем взрослые начнут получать «сдачу» от униженных и обиженных детей.

Поэтому, прежде чем наказывать, подумайте, для чего нужно наказание, не повлияет ли это на психологическое здоровье детей, а также соответствует ли способ наказания совершенному проступку?

Младший возраст детей: за что нельзя наказывать?

Младший возраст детей: за что нельзя наказывать?

Младший возраст детей — это то время, когда они не всегда могут вести себя так, как этого хотят их родители. По этой причине не следует переусердствовать в воспитании и наказывать ребенка за:

  • Желание познать окружающую среду. Он может тащить в рот разные вещи, тыкать пальцем в обнаруженные отверстия, а иногда и портить игрушки, пытаясь понять, что находится внутри.
  • Особенности физиологии — неусидчивость, невнимательность, плохой аппетит, нежелание ложиться спать в установленное время.
  • Отсутствие некоторых навыков — намочил штанишки, не успев сесть на горшок, не хочет идти в больницу, отнимает у другого ребенка игрушку.
  • Нормальные проявления чувств — малыш может обижаться, ревновать, злиться.

Наказание с любовью

Нет ничего ужаснее для ребенка, чем увидеть переполненные ненавистью глаза мамы. По этой причине, если есть необходимость в наказании, прежде всего, нужно успокоиться. Наказывать лучше с сожалением — следует дать понять ребенку, что эта мера вынужденная, и маме также неприятно, как и малышу. Кроме того, недовольство можно выражать только отдельными поступками, а не ребенком в целом. Ведь мама любит малыша таким, какой он есть и только некоторые действия вызывают у нее недовольство.

Наказывая, нужно быть уверенным, что ребенок в состоянии выполнить то, чего хотят от него взрослые. Нельзя наказывать трехлетнего малыша за мокрую постель, а восьмилетнюю девочку за нерешенную задачу по математике.

Нельзя пугать детей и, тем более, угрожать: «Будешь плохо себя вести — отдам чужому дяде», «Не съешь кашу — заболеешь». Ведь вы же в действительности так не думаете. А дети могут в это поверить, что точно не принесет пользы их психологическому здоровью. Поэтому нужно сначала подумать, а потом говорить.

И последнее — ни при каких обстоятельствах нельзя бить малыша. Слово — это лучшее оружие в руках родителей. Следует быть терпеливыми в процессе воспитания, а главное — любить ребенка таким, какой он есть, со всеми его ошибками и недостатками.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3097 человек!