Иногда поведение детей вызывает осуждение со стороны взрослых. Так бывает, когда ребёнок не слушается старших, часто капризничает без повода, грубит, дерется или кусается, отказывается выполнять простые требования. Плохое поведение — так говорят родители о детском непослушании и стараются найти способы, с помощью которых можно добиться того, чтобы ребёнок был покладистым, культурным, понимающим, спокойным. Самые популярные причины детского непослушания, а также рекомендации родителям, можно узнать из этой статьи.
Как узнать, есть ли аллергия и на какие аллергены?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергияПочему дети плохо себя ведут?
Стоит отметить, что ни один ребёнок не рождается агрессивным, злым, мстительным или жадным. Он приобретает устойчивые качества личности в процессе жизни, взросления, общения с окружающими людьми — ровесниками, педагогами, близкими. Существует несколько причин для развития плохого поведения.
- Недостаток родительского внимания. Дети «питаются» любовью и заботой взрослых. Им, как воздух, необходимо близкое общение с матерью и отцом. Бывает так, что ребёнок не получает столько внимания, сколько ему требуется. Обычно это происходит, если родители проводят большую часть времени на работе, часто находятся в отъезде или командировках, возвращаясь домой, занимаются бытовыми делами, а когда освобождаются, то сил и времени на то, чтобы уделить внимание детям у них не остается.
Плохое поведение возникает как реакция на недостаток общения с родителями. Ребёнок дерется с братом или сестрой, портит, разбивает вещи в своей комнате, капризничает на пустом месте, ведет себя агрессивно по отношению к родителям, пытаясь обратить на себя внимание. Взрослые ругают его за проделки и ошибки, начинают воспитывать, критиковать наставлять, и он, «напитавшись» контактом со знаком «минус», на время успокаивается.
- Конфликты и ссоры между родителями. Когда ребёнок становится свидетелем разногласий между матерью и отцом, он может бояться, страдать, переживать. Желая бессознательно остановить семейные ссоры, дети, своим плохим поведением, вызывают огонь на себя — проделками и шалостями они заставляют родителей перестать конфликтовать и обратить на них, пусть отрицательное, но внимание.
- Слишком строгое воспитание в семье. Когда взрослые держат детей в «ежовых рукавицах», не позволяя им жить своей, детской жизнью — смеяться, отдыхать, играть в шумные подвижные игры, получать желаемое, удовлетворять любопытство — ребёнок испытывает напряжение. Пытаясь избавиться от него, он начинает вести себя плохо. Отклоняющееся поведение, в таком случае, говорит о сопротивлении родительским способам воспитания и общения. Шалостями и нарушением правил ребёнок избавляется от напряжения, когда оно становится слишком сильным.
Прежде чем говорить о том, как бороться с детским нежелательным поведением, стоит сначала разобраться в причинах его появления. Часто бывает так, что, когда взрослые начинают понимать, почему ребёнок постоянно нарушает правила, ведет себя плохо — его поведение само меняется в лучшую сторону.
Для того, чтобы усмирить непоседу, успокоить агрессивно настроенного ребёнка, помочь ему избавиться от жадности, ревности, инфантильности родители могут применять много способов. Они начнут работать, если мать и отец научатся относиться к детям с пониманием, становиться на их место, чувствовать и видеть мир так, как это делают они. Вместе с тем, родителям полезно научиться контролировать собственные чувства и эмоциональные реакции.
Знакомство с ребёнком
Бывает так, что родители жалуются на плохое поведение детей. Однако, когда речь заходит о том, что они знают о детских желаниях, эмоциях, мечтах — матери и отцу почти нечего сказать. Так бывает в семьях, где общение между старшими и младшими сведено к нулю, взрослые заняты своей жизнью, а дети — своей. В такой семье ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, будет бессознательно стремиться нарушать правила и вести себя неправильно. Поэтому, прежде чем ругать и осуждать детей, родителям следует сначала ответить на вопросы:
- Что хочет добиться ребёнок постоянным нарушением правил?
- О чем он мечтает?
- Какой он по характеру?
- Какие у него есть положительные и отрицательные стороны?
- Что ему не хватает в семье?
- Чем он отличается от других детей?
- Какие у него есть уникальные достоинства?
Хорошо, если родители порассуждают над этими вопросами, ответят на них как можно подробнее, может быть, даже, в письменной форме. Такой анализ детской личности позволит взрослому понять, чего не хватает ребёнку и в чем настоящая причина того, что он ведет себя плохо и постоянно нарушает правила?
Родители и чувства ребёнка
Дети могут вести себя плохо и нарушать чужие границы, когда в семье им не позволяют выражать эмоции. Чаще всего, речь идет об отрицательных чувствах, таких как гнев, боль, ярость, обида, непонимание. Иногда взрослые ставят детям запрет на их выражение, говоря о том, что злиться — некрасиво, громко кричать, что-то требовать — некультурно, плакать — значит быть слабым, жадничать — быть плохим.
Каждый ребёнок, до определенного возраста, верит всему, что говорят о нем мать и отец, поэтому, чем он младше, тем крепче это вера. Дети, которым не позволяют выражать отрицательные чувства, вынуждены всегда сдерживать эмоции и находиться в напряжении.
Невозможность быть собой приводит к эмоциональному срыву — ребёнок, словно специально, создает ситуации, в которых его чувства могли бы вырваться наружу: испытывает терпение родителей, а потом обижается за то, что они наказали его, провоцирует брата или сестру на физическую агрессию и защищается, используя собственный гнев, создает из ерунды большую проблему и долго плачет по этому поводу.
Изменить плохое поведение ребёнка можно, если задуматься над тем, позволяется ли ему в семье быть самим собой, выражать те чувства, которые он испытывает. Родители могут заметить: чем чаще они будут разрешать детям делать это, тем скорее непослушание уйдет на второй план.
Дети, время и границы
Физическая и эмоциональная усталость у ребёнка часто выражается в плохом поведении. Дети устают от большой учебной нагрузки, дополнительных занятий, секций, кружков, конфликтов между родителями, неустроенный жизни.
Ребёнок, в силу своего возраста, еще не способен говорить о собственной усталости и просить родителей, чтобы они помогли ему — наладили баланс между отдыхом и деятельностью, помогли разобраться в том, что ему нужно, интересно, а что — нет.
Поведение на фоне усталости может выглядеть как капризы, раздражение, слезы на пустом месте. В данном случае помочь он ребёнку можно, если присмотреться к нему и понять, не перегружен ли он заботами и обязанностями, есть ли в его жизни все, что необходимо иметь в детском возрасте — достаточное время для сна, питания, расслабления, радости, познания мира.
Иногда остановить детское непослушание можно, если приучать ребёнка к соблюдению границ. Это актуально в тех семьях, где родители не имеют авторитета и детям позволяется абсолютно все, что они хотят. В данном случае взрослым нужно укреплять границы в семье — уметь говорить «нет», контролировать чувства и поведение ребёнка, ставить запреты, устанавливать нормы и правила.