Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Почти все родители мечтают о том, чтобы ребенок учился в школе на «хорошо» и «отлично». Однако, как показывает практика, последствия всегда хорошей учебы и стремление не совершать ошибок имеют много побочных эффектов. Прежде всего, они плохо отражаются на детской психике и судьбе ребенка. Синдром отличника — один из «побочных эффектов» отличной учебы. Как распознать его? Что происходит с ребенком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети, если не получают желанную «пятерку»?

«Темная сторона» отличной учебы

«Темная сторона» отличной учебы

Большинство считают, что быть «отличником» — замечательно, и это то, к чему должны стремиться дети и родители. Однако, у постоянного стремления к хорошей учебе есть обратная, «темная сторона». Дети, которые не представляют себе спокойной жизни, если у них по одному из предметов стоит не «пять», а «четыре», привыкают к тому, что быть важным и нужным можно, только если ты это заслужил. Поэтому, оказываясь в роли неуспешного ученика, они склонны испытывать сильные чувства вины и стыда, которые «разъедают» психику и идентичность.

Дети-отличники лишены намного больших радостей в жизни, чем их сверстники, которые не слишком переживают из-за того, какая оценка у них стоит.

Часто, за напускной уверенностью и силой духа «отличник» прячет ранимую и чувствительную душу. У такого ребенка могут наблюдаться пограничные особенности личности. Они проявляются в том, что он чувствует сильную душевную боль, если ему делают замечание, неодобрительно смотрят, критикуют, ставят оценку на балл ниже. Для «отличника» может быть невыносимо понимать, что он не справился с заданием или выполнил его неидеально. Из-за этого ребенок словно «разваливается на части». По этой причине дети стремятся во что бы то ни стало приносить «пятерки». В обратном случае, они ощущают сильный стыд и неприятное чувство, что с ними не все в порядке. В результате этого они привыкают думать, что внимание, любовь к себе и похвалу нужно обязательно заслуживать.

Психотерапия человека с пограничным расстройством личности занимает много времени и сил у того, кто хочет помочь себе научиться жить по-другому. Родителям важно мотивировать ребенка на хорошую учебу, однако при этом не стоит забывать о его личности и душевном состоянии.

Синдром отличника: с чего все начинается?

Синдром отличника: с чего все начинается?

Откуда берутся отличники? Таких детей отличают от других некоторые особенности характера. Они аккуратны и избирательны во всем, стремятся выделиться среди сверстников, послушны и ответственны. Отличники могут как иметь лидерские задатки, так и находиться в тени других учеников, не желая заводить близких контактов.

Почему дети становятся такими? На них влияют собственные индивидуальные особенности и воспитание в семье. Какие методы воспитания способны привести к развитию нездорового перфекционизма у ребенка?

  • Постоянная и чрезмерная критика личности, поведения;
  • демонстрация того, что жизнь не может приносить радость. Для того чтобы быть нужным, хорошим, нужно трудиться не покладая рук;
  • нельзя радоваться и наслаждаться жизнью, если не сделаны уроки, не выполнено важное дело или совершена ошибка;
  • в жизни все и всегда нужно уметь предугадывать и предусматривать;
  • установка «Не важно, кто ты. Важно то, что ты делаешь. Если у тебя что-то не получается, значит, с тобой не все в порядке»;
  • постоянное указание на ошибки и несовершенства, игнорирование заслуг. Это приводит к развитию низкой самооценки и развитию чувства собственной никчемности. Именно его дети пытаются «заглушить» отличными оценками;
  • частое наказание, в том числе физическое, за поступки, которые были совершены в порыве сильных чувств — радости, печали. Таким детям не разрешается проявлять сильные эмоции, поэтому они часто выглядят и чувствуют себя напряженными;
  • сравнение ребенка с другими детьми — братьями, сестрами, друзьями.
Случай из личной практики
Случай из личной практики

На прием привели девочку 10 лет. Жалобы: головные боли и рвота перед выступлениями или контрольной работой. С детства страстью ребенка является фигурное катание. В школе девочка учится на одни пятерки. В результате интенсивных тренировок и основного обучения у ребенка остается всего один свободный день в неделю, когда она может посвятить его общению с подругами, любимому занятию и просто отдыху, в остальное время она трудится на льду или в школе. У нее нет близких подруг, кроме одной, с которой она видится только в школе.

В результате работы выявлена сильная тревога, которая касается страха совершить ошибку. Ребенок боится сделать что-то не так, как от него ждут, или недостаточно хорошо. В результате этого у нее стали появляться приступы панической атаки. Такая психосоматика отрицательно сказывается на психоэмоциональном развитии девочки и ее настроении. Почти все свое время она проводит в напряжении, ожидании и страхе совершить ошибку. Кроме этого, страх активно подавляется ею как запретное чувство. На то, чтобы сдерживать его, уходит много сил, поэтому все чаще она выглядит вялой, обеспокоенной, изможденной. В данном случае необходима психологическая работа со всей семьей.

Первое, чему нужно научиться всем ее членам — это принимать и любить себя и друг друга неидеальными, без заслуг и достижений, такими, какие есть.

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребенка синдром отличника и хотят остановить его развитие.

  • Не стоит придавать оценкам сверхважное значение. Ребенок должен понимать, что любовь родителей к нему не зависит от его успеваемости в школе.
  • Требования к ребенку должны быть такими, чтобы он мог справляться с ними.
  • Детям важно знать, что они любимы и важны не за оценки, а просто так.
  • Если ребенок стремится все всегда делать идеально, тратит много времени на обучение, стремясь заслужить похвалу, нужно научить его расслабляться, отдыхать и восстанавливать потраченные силы.
  • Нужно учить ребенка прощать себя за ошибки, не поддерживая веру в личное всемогущество и идеальность.
  • Дети с синдромом отличника часто опираются на слова «надо» и «должен». Поэтому родителям полезно научить их слышать себя и свои желания.
  • Во время общения следует избегать фраз «Умные дети так себя не ведут» или «Ты меня разочаровал» и тому подобных, которые заставляют следовать идеальному образу себя, не признавая, при этом, себя настоящего.
  • Дети должны видеть и знать, что иногда ошибаться и прощать себя — это нормально.
  • Чем больше свободы, спонтанности и искренней радости будет в поведении родителей, тем легче ребенку отказаться от привычки стремиться к идеальному поведению. Начать избавляться от комплекса отличника можно, если всей семьей позволить себе проживать так называемые «разгрузочные» дни, проводя их радостно, весело, свободно.
Пройдите тест
Насколько общителен ребенок
Насколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3954 человека!