Воспитание детей
Как не допустить синдрома отличника у ребенка?
4.5

Как не допустить синдрома отличника у ребенка?

Почти все родители мечтают о том, чтобы ребенок учился в школе на «хорошо» и «отлично». Однако, как показывает практика, последствия всегда хорошей учебы и стремление не совершать ошибок имеют много побочных эффектов. Прежде всего, они плохо отражаются на детской психике и судьбе ребенка. Синдром отличника — один из «побочных эффектов» отличной учебы. Как распознать его? Что происходит с ребенком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети, если не получают желанную «пятерку»?

«Темная сторона» отличной учебы

«Темная сторона» отличной учебы

Большинство считают, что быть «отличником» — замечательно, и это то, к чему должны стремиться дети и родители. Однако, у постоянного стремления к хорошей учебе есть обратная, «темная сторона». Дети, которые не представляют себе спокойной жизни, если у них по одному из предметов стоит не «пять», а «четыре», привыкают к тому, что быть важным и нужным можно, только если ты это заслужил. Поэтому, оказываясь в роли неуспешного ученика, они склонны испытывать сильные чувства вины и стыда, которые «разъедают» психику и идентичность.

Дети-отличники лишены намного больших радостей в жизни, чем их сверстники, которые не слишком переживают из-за того, какая оценка у них стоит.

Часто, за напускной уверенностью и силой духа «отличник» прячет ранимую и чувствительную душу. У такого ребенка могут наблюдаться пограничные особенности личности. Они проявляются в том, что он чувствует сильную душевную боль, если ему делают замечание, неодобрительно смотрят, критикуют, ставят оценку на балл ниже. Для «отличника» может быть невыносимо понимать, что он не справился с заданием или выполнил его неидеально. Из-за этого ребенок словно «разваливается на части». По этой причине дети стремятся во что бы то ни стало приносить «пятерки». В обратном случае, они ощущают сильный стыд и неприятное чувство, что с ними не все в порядке. В результате этого они привыкают думать, что внимание, любовь к себе и похвалу нужно обязательно заслуживать.

Психотерапия человека с пограничным расстройством личности занимает много времени и сил у того, кто хочет помочь себе научиться жить по-другому. Родителям важно мотивировать ребенка на хорошую учебу, однако при этом не стоит забывать о его личности и душевном состоянии.

Синдром отличника: с чего все начинается?

Синдром отличника: с чего все начинается?

Откуда берутся отличники? Таких детей отличают от других некоторые особенности характера. Они аккуратны и избирательны во всем, стремятся выделиться среди сверстников, послушны и ответственны. Отличники могут как иметь лидерские задатки, так и находиться в тени других учеников, не желая заводить близких контактов.

Почему дети становятся такими? На них влияют собственные индивидуальные особенности и воспитание в семье. Какие методы воспитания способны привести к развитию нездорового перфекционизма у ребенка?

  • Постоянная и чрезмерная критика личности, поведения;
  • демонстрация того, что жизнь не может приносить радость. Для того чтобы быть нужным, хорошим, нужно трудиться не покладая рук;
  • нельзя радоваться и наслаждаться жизнью, если не сделаны уроки, не выполнено важное дело или совершена ошибка;
  • в жизни все и всегда нужно уметь предугадывать и предусматривать;
  • установка «Не важно, кто ты. Важно то, что ты делаешь. Если у тебя что-то не получается, значит, с тобой не все в порядке»;
  • постоянное указание на ошибки и несовершенства, игнорирование заслуг. Это приводит к развитию низкой самооценки и развитию чувства собственной никчемности. Именно его дети пытаются «заглушить» отличными оценками;
  • частое наказание, в том числе физическое, за поступки, которые были совершены в порыве сильных чувств — радости, печали. Таким детям не разрешается проявлять сильные эмоции, поэтому они часто выглядят и чувствуют себя напряженными;
  • сравнение ребенка с другими детьми — братьями, сестрами, друзьями.
Случай из личной практики
Случай из личной практики

На прием привели девочку 10 лет. Жалобы: головные боли и рвота перед выступлениями или контрольной работой. С детства страстью ребенка является фигурное катание. В школе девочка учится на одни пятерки. В результате интенсивных тренировок и основного обучения у ребенка остается всего один свободный день в неделю, когда она может посвятить его общению с подругами, любимому занятию и просто отдыху, в остальное время она трудится на льду или в школе. У нее нет близких подруг, кроме одной, с которой она видится только в школе.

В результате работы выявлена сильная тревога, которая касается страха совершить ошибку. Ребенок боится сделать что-то не так, как от него ждут, или недостаточно хорошо. В результате этого у нее стали появляться приступы панической атаки. Такая психосоматика отрицательно сказывается на психоэмоциональном развитии девочки и ее настроении. Почти все свое время она проводит в напряжении, ожидании и страхе совершить ошибку. Кроме этого, страх активно подавляется ею как запретное чувство. На то, чтобы сдерживать его, уходит много сил, поэтому все чаще она выглядит вялой, обеспокоенной, изможденной. В данном случае необходима психологическая работа со всей семьей.

Первое, чему нужно научиться всем ее членам — это принимать и любить себя и друг друга неидеальными, без заслуг и достижений, такими, какие есть.

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Как не допустить развитие синдрома отличника?

Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребенка синдром отличника и хотят остановить его развитие.

  • Не стоит придавать оценкам сверхважное значение. Ребенок должен понимать, что любовь родителей к нему не зависит от его успеваемости в школе.
  • Требования к ребенку должны быть такими, чтобы он мог справляться с ними.
  • Детям важно знать, что они любимы и важны не за оценки, а просто так.
  • Если ребенок стремится все всегда делать идеально, тратит много времени на обучение, стремясь заслужить похвалу, нужно научить его расслабляться, отдыхать и восстанавливать потраченные силы.
  • Нужно учить ребенка прощать себя за ошибки, не поддерживая веру в личное всемогущество и идеальность.
  • Дети с синдромом отличника часто опираются на слова «надо» и «должен». Поэтому родителям полезно научить их слышать себя и свои желания.
  • Во время общения следует избегать фраз «Умные дети так себя не ведут» или «Ты меня разочаровал» и тому подобных, которые заставляют следовать идеальному образу себя, не признавая, при этом, себя настоящего.
  • Дети должны видеть и знать, что иногда ошибаться и прощать себя — это нормально.
  • Чем больше свободы, спонтанности и искренней радости будет в поведении родителей, тем легче ребенку отказаться от привычки стремиться к идеальному поведению. Начать избавляться от комплекса отличника можно, если всей семьей позволить себе проживать так называемые «разгрузочные» дни, проводя их радостно, весело, свободно.

Использованы фотоматериалы Shutterstock