Воспитание детей
Стоит ли учить ребенка быть, как все?
4.2

Стоит ли учить ребенка быть, как все?

Родители желают счастья своим детям, учат их выживать среди других людей, соблюдать закон и при этом отстаивать свои права. Общество держится на общих принципах морали, нравственности, дозволенных и запретных поступков. Для людей, игнорирующих правила, наступают последствия разного характера. Рождаясь, ребенок еще не знает, что такое хорошо и плохо, проявляет естественный эгоизм, отстаивая свои нужды и желания. Некоторые взрослые подавляют индивидуальность своих сыновей и дочерей, постоянно повторяя, что нужно быть таким, как все, и не выделяться. Такое отношение к самовыражению человека может отрицательно сказаться на его дальнейшей жизни.

Откуда берется привычка быть как все?

Зарождение привычки быть, как все, обычно происходит в семье. Ребенок слышит от родителей, что ему нельзя шуметь, громко смеяться, носить вызывающую одежду, перечить взрослым, драться, жадничать, и воспринимает эти наставления как безусловную инструкцию к действиям. Кто-то в силу характера или отсутствия авторитета взрослых, идет наперекор требованиям окружающих, в раннем возрасте проявляя оригинальность мышления и поступков. А кто-то не решается перечить родителям и привыкает подавлять свои эмоции, обиды, негодование из-за страха привлечь негативное внимание.

В детском саду ребенку продолжают прививать единые для всех правила поведения и восприятия жизни. Многочисленные сказки, пословицы говорят о преимуществах «золотой середины» во всех жизненных сферах: заработке, внешнем виде, отношениях.

В школе дети узнают о классовом делении населения страны в зависимости от достатка. При этом уровень жизни среднего класса часто преподносится как оптимальный. Его представители не страдают от бедности, но при этом не живут за счет обделенных сограждан, купаясь в роскоши.

Отношения между детьми в школе так же выстраиваются по принципу непринятия не таких, как все, одноклассников. Детский коллектив часто проявляет жестокость, когда речь идет о ребятах, живущих, выглядящих или ведущих себя не так, как большинство. При этом нередко жертвой нападок становятся в равной степени ребенок богатых родителей и бедных. Школьник слишком хорошо одевается или ходит в обносках, излишне эмоционален и дружелюбен или замкнут и нелюдим, учится на одни пятерки или остается на второй год — все это поводы для насмешек.

В подростковом возрасте нередко возникают комплексы, молодые люди недовольны своим внешним видом, успехами и талантами, тем, как складываются отношения со сверстниками. Не желая лишний раз привлекать к себе внимание, испытывать стеснение, они пытаются затеряться в толпе подростков. Однотипная одежда — это к тому же способ идентификации себя как члена возрастной и социальной группы.

Корни привычки соответствовать чужим ожиданиям у взрослых людей кроются в навязанных стереотипах и неуверенности в себе. Человек, не привыкший к похвале за оригинальность, плохо воспринимает проявления свободы самовыражения окружающих. Отсюда — нелюбовь взрослых к татуировкам, разноцветным волосам, оголенному телу, которые демонстрирует молодежь.

Большинство пожилых родителей живет по принципу: купить квартиру, машину, родить и вырастить детей, ездить раз в год на море, выйти на пенсию, накопить на похороны и уйти из жизни. Пенсионеры, бросающие вызов действительности и нарушающие эту последовательность, вызывают осуждение сверстников.

Стоит ли лишать ребенка индивидуальности?

Стоит ли лишать ребенка индивидуальности?

Лишать ребенка индивидуальности — значит влиять на его судьбу. Но каждый человек волен самостоятельно распоряжаться своими ресурсами. Не все талантливые дети хотят развивать свои способности и работать в этом направлении, родители могут делать из них спортсменов, музыкантов, художников помимо их воли.

Некоторые мамы и папы, напротив, препятствуют желаниям ребенка, не поддерживают его начинания и стремления, не дав раскрыться потенциалу. Находятся единицы людей, которые с детства могут противостоять не только обществу, учителям, одноклассникам, но и собственным родителям. Большинство детей принимает навязываемые правила игры.

О том, что не стоит грести всех детей под одну гребенку, давно говорят психологи и прогрессивные педагоги. Существуют современные учебные заведения, учитывающие способности каждого ребенка.

В дошкольных учреждениях уделяется внимание эмоциональному интеллекту, способности выражать свои чувства. В частных школах отходят от усредненной программы и подбирают предметы в зависимости от талантов и будущих планов на жизнь каждого ученика.

В крупных вузах так же существует деление и возможность выбирать курсы и предметы, которые интересны и понадобятся для работы в дальнейшем, а не учить ненавистную химию или физику.

Привычка одеваться, сливаясь с толпой на улице, характерна для многих граждан нашей страны. Темная одежда в холодное время года, однотипные костюмы и платья летом. Проявлять индивидуальность, самостоятельно шить наряды, или покупать в магазине, умело сочетая их между собой — это так же способ самовыражения, к которому некоторые люди прибегают еще в детском возрасте.

Какие эмоции дает человеку свобода самовыражения?

Свобода самовыражения повышает уверенность человека в себе, дает выход эмоциям, позволяет делиться внутренним миром с окружающими. Тот, кто выглядит, как хочет, занимается любимым делом, чувствует себя в своей тарелке и испытывает меньше негатива по отношению к другим людям. Ярким личностям свойственны такие черты, как толерантность, адекватное восприятие чужого мнения.

Отношения с оригинальными, интересными людьми помогают окружению раскрепощаться. Среди известных деятелей искусства, предпринимателей, ученых часто встречаются те, кто с детства выделялся из толпы или противостоял системе, борясь за свое право быть не таким, как все.

Как жить в обществе, строить гармоничные отношения и не потерять себя?

Как жить в обществе, строить гармоничные отношения и не потерять себя?

Для того чтобы жить в гармонии, важно правильно расставлять приоритеты. В стремлении самореализоваться не забывать про права и чувства окружающих, но при этом не ставить их во главу угла. Выстраивать свою личную жизнь, выбирать профессию стоит исходя из внутренних побуждений, а не желания угодить родителям, бабушке или обществу.

Наталкиваясь на непонимание окружающих, некоторые люди стараются не обращать на них внимания, отвечать улыбкой, не зацикливаться и самим меньше осуждать знакомых и друзей. Люди могут предрекать друг другу провал, задавать неуместные вопросы, обсуждать за спиной, важно быть выше этого.

Ребенка стоит научить идти к своей цели, добиваться правды и поступать по совести, а не идти по головам. И то же время не бояться показаться смешным, странным, не принимать важные решения в угоду другим.

Использованы фотоматериалы Shutterstock