Воспитание детей
«Я хочу»: вседозволенность в воспитании детей
5

«Я хочу»: вседозволенность в воспитании детей


Автор
Анжелика Кузьмина


Некоторые родители беспрекословно выполняют все требования своих детей. И с умилением смотрят на все их выкрутасы — что бы те ни творили. К чему может привести такая вседозволенность, расскажет MedAboutMe.

Воспитание детей и вредные привычки поведения их родителей

Воспитание детей и вредные привычки поведения их родителей

Какие взрослые не мечтают о том, чтобы дети росли востребованными, успешными, счастливыми и смогли реализовать все то, что не удалось сделать им самим? Но, к сожалению, современная система воспитания в некоторых семьях дает трещину — родители посвящают свою жизнь любимым отпрыскам, не подозревая, что этим самым наносят им только вред.

Кто и когда доказал, что бесконечные подарки и вседозволенность пойдут ребенку на пользу? Наверняка многие родители, использующие такие методы воспитания, объясняют свои привычки поведения безусловной любовью. А некоторые в свое оправдание приводят пример японцев, которые якобы именно так воспитывают своих детей.

В действительности подобное заблуждение нередко приводит к тому, что психологическое развитие ребенка идет не в том направлении. И в результате оказывается, что у него нет ни собственных целей, ни мечтаний, ни желаний, Такие дети не умеют самостоятельно добиваться поставленных целей другими методами, кроме: «Хочу!» Поэтому стоит подумать: «Нужно ли бежать в магазин по первому требованию маленького манипулятора и покупать ему все, что он пожелает?» Потому как мгновенное удовлетворение желаний вряд ли улучшит развитие ребенка — сделает его сильнее или умнее. Если детство малыша состояло из одних сплошных «Хочу!», то велика вероятность, что такие особенности ребенка будут преследовать его и во взрослой жизни — человек вырастет инфантильным и не способным устроить свою взрослую жизнь. Поэтому очень важно научить ребенка ставить цель и стремиться к ее достижению.

Для детей семья — это что-то вроде тренажера. Именно на своих родителях, бабушках и дедушках они с явным удовольствием отрабатывают способы манипулирования людьми — предъявляют свои требования и добиваются их удовлетворения. Поэтому нет никакого смысла жертвовать собственными интересами для немедленного удовлетворения детских желаний. Лучше попробовать создать такие условия, при которых он сможет сам добиваться результатов, даже если это будет долгий процесс.

Кстати, в непослушании детей тоже виноваты неправильные методы воспитания. К примеру, не стоит просить ребенка помочь в выполнении домашней работы, когда он увлечен интересным занятием. Лучше сделать это тогда, когда он ни во что не играет.

Особенности ребенка: три типа воспитания в детстве

Условно воспитание детей в разных семьях можно разделить на три типа:

  • Детей балуют и потакают всем их капризам.

Такие родители, как правило, не добиваются хороших педагогических результатов. Когда взрослые выступают в роли прислуги, позволяя детям нарушать социальную иерархию, дети превращаются из просто невоспитанных в неуправляемых. В будущем им тоже приходится сложно, потому что:

  • во взрослую жизнь такие дети приходят с не вполне адекватным поведением и завышенной самооценкой, никто не воспринимает их всерьез вследствие инфантильности и эгоизма;
  • таким детям в будущем сложно добиться успеха, построить карьеру и создать счастливую семью, потому как они постоянно жалуются и обвиняют во всех своих неудачах других людей, а в первую очередь — собственных родителей;
  • когда ребенок видит, что родители добровольно ставят себя на позицию ниже, он начинает чувствовать себя сильнее их. Это негативно отражается на психологическом развитии ребенка. Внутри него поселяется тревожность, ребенок чувствует себя беззащитным, потому что мама и папа такие слабые.
  • Родители безразличны к ребенку

Они не обращают внимания на особенности ребенка. В результате игнорирование его просьб и желаний приводит к развитию у малыша чувства ненужности и неинтересности.

В лучшем случае в душе такого ребенка место родителей займут педагоги в школе или секции. Он всеми силами добивается хороших результатов, пытаясь завоевать любовь и внимание родителей.

А в худшем — ребенок выходит из-под контроля и совершает необдуманные поступки, также пытаясь привлечь внимание родителей.

Родители усиленно контролируют поведение детей, требуя от них абсолютного подчинения.

  • Взрослые делают малыша удобным для себя, абсолютно не обращая внимания на особенности ребенка, его собственные желания и потребности

Требуя от малыша послушания и абсолютного повиновения, а также постоянно указывая на его недостатки, родители рискуют сделать его бессильным. Завышенные ожидания еще больше усугубляют страх не разочаровать, подвести, не соответствовать. В результате ребенок не только начинает еще больше ошибаться, но еще и винит себя во всех промахах и неудачах. Отыгрывание собственной нереализованности приводит к тому, что малыш чувствует себя нелюбимым и непонятым.

Постоянно указывая, что он должен делать и чего не должен, можно добиться обратного результата. Ребенок просто перестает слышать родителей или делает вид, что его это не касается. В результате это приводит к утрате доверия в отношениях — если взрослые не позволяют совершать ошибки, он перестанет ими делиться.

Ребенок не станет дисциплинированным, не сможет быстро реагировать и находить выход из сложных ситуаций, потому что привык подчиняться. В будущем он станет либо слабохарактерным отличником, либо сопротивляющимся бунтарем. И даже имея сильный характер, такой ребенок может иногда выходить за границы дозволенного, чтобы доказать право на собственное мнение и свободу.

Во взрослой жизни этот человек продолжает жить в вечном конфликте и сопротивлении всему миру. У него складываются непростые отношения с окружающими и собственными детьми, потому что он несет свой опыт детства — эту жесткую политику подавления — и в собственную семью.

Развитие ребенка: свобода выбора вместо вседозволенности

Развитие ребенка: свобода выбора вместо вседозволенности

Для нормального психологического развития ребенка родители должны:

  • дать ему четкое понятие иерархии в семье. Поскольку ребенок находится на полном содержании родителей, то последние вправе требовать от него самообслуживания и помощи по выполнению домашней работы. Уважая интересы взрослых, ребенок учится вести переговоры на взаимовыгодных условиях. В будущем это поможет ему выстраивать правильные отношения с начальником, коллегами и подчиненными;
  • не делать импульсивных покупок. Можно дать возможность накопить на нужную вещь (из выдаваемых карманных денег) или сделать ему подарок в ответ за выполненную работу;
  • стараться совмещать адекватную требовательность с исполнением желаний ребенка. У него всегда должна быть свобода выбора. Даже если он выберет ошибочный вариант — это будет его ошибка и его ценный опыт. А главная задача родителей — сделать так, чтобы во взрослую жизнь их малыш вошел успешным и счастливым.