Международная группа врачей в своей статье в журнале BMJ сообщает о том, что бессонница и другие нарушения сна, а также профессиональное выгорание повышают риски не только заражения пандемическим коронавирусом, но и более тяжелого течения COVID-19.
В опросе, который проводился в июле-сентябре 2020 года, участвовали почти 3 тысячи медицинских работников из стран Европы и США. Около 600 из них были инфицированы коронавирусом SARS-CoV-2, что было подтверждено либо ПЦР-тестом, либо при самопроверке имеющихся симптомов. Участники исследования также предоставили информацию о своем образе жизни и состоянии здоровья, в том числе и о качестве сна, рисках выгорания на рабочем месте и вероятности заражения коронавирусом во время работы.
Согласно полученным данным, в среднем продолжительность ночного сна опрошенных составляла от 6 до 7 часов. И каждый дополнительный час ночного сна на 12% снижал риски заражения коронавирусом. В то же время каждый дополнительный час дневного сна увеличивал эти риски на 6%.
Среди людей, зараженных SARS-CoV-2, о проблемах со сном по ночам сообщил каждый четвертый (24%). А среди тех, кто не был инфицирован – только каждый пятый (21%). А о наличии трех и более проблем со сном (бессонница, трудности с засыпанием, необходимость пить снотворное 3 и более раза в неделю) рассказали 5% людей с коронавирусом и только 3% незараженных граждан.
Примерно так же распределились ответы и на вопросы о профессиональном выгорании: о нем сообщили 5,5% людей с коронавирусом и 3% без него. При этом риск заражения SARS-CoV-2 у «выгорающих» медиков был в 2 раза выше, чем у их коллег, которые не жаловались на данную проблему. Выгорание также в 3 раза увеличивало риск развития тяжелых форм COVID-19 и необходимость длительного восстановления.
Ученые считают, что проблемы со сном могут отрицательно влиять на иммунную систему путем увеличения выброса провоспалительных цитокинов и гистамина.