Психологи из Школы бизнеса им. Бута при Чикагском университета и Школы менеджмента им. Келлога при Северо-Западном университете обнаружили, что счастье от дарения подарков держится намного дольше, чем удовольствие от их получения, даже при неоднократном повторении.
В ходе эксперимента, продолжавшегося 5 дней, 96 студентов получали 5 долларов каждый день. И каждый раз они должны были тратить эти деньги на одну и ту же вещь. Исследователи случайным образом распределяли задания: одни испытуемые тратили деньги на себя, другие – на кого-то другого (делая пожертвования, например). В конце каждого дня участники проекта отчитывались о своем опыте расходования средств и переживаемых при этом ощущениях.
Оказалось, что те студенты, которые могли потратить деньги на себя, испытали счастье в первый день, а потом это чувство становилось все слабее и слабее с каждым днем. Но те, кто каждый день тратил деньги на других – испытывал одинаковой силы счастье на протяжении всего эксперимента.
В ходе второго эксперимента, проведенного онлайн, 502 студента участвовали в словесной игре. В ходе 10 раундов они выигрывали 0,05 доллара за каждый раунд и могли либо оставить их себе, либо пожертвовать их на благотворительные цели. При этом они каждый раз озвучивали свои ощущения от победы. Оказалось, что и в этом случае те, кто отдавал свои выигрыши, дольше радовались, чем люди, которые оставляли выигранные деньги себе.
По мнению ученых, концентрация людей на результатах, например, на получении оплаты, неизбежно приводит их к желанию сравнивать достижения, что уменьшает проявление их эмоций при каждом новом случае получения денег. Если же люди сосредоточены на благотворительном действии, они перестают сравнивать, и поэтому каждый акт дарения становится для них уникальным событием, приносящим счастье. Кроме того, когда мы дарим подарки другим людям, это помогает нам поддерживать нашу социальную репутацию, укрепляет социальные связи и ощущение принадлежности к обществу.