Ученые из Weill Cornell Medicine и NewYork-Presbyterian сообщают, что COVID-19 может приводить к гипергликемии (повышению уровню сахара в крови) даже у людей, которые не болеют диабетом.
В ходе исследования ученые проанализировали медицинские карты 3,8 тысячи пациентов, госпитализированных с COVID-19 в первые несколько месяцев пандемии в США.
Согласно полученным данным, у почти половины из них (49,7%) была гипергликемия при поступлении в клинику или развивалась уже в период госпитализации.
Гипергликемия у людей с COVID-19 была связана с более тяжелым течением болезни. У них в 9 раз чаще развивался острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), в 15 раз были выше риски оказаться на аппарате ИВЛ и в 3 раза выше – риск смерти.
Однако гипергликемия, как показало исследование – прерогатива не только COVID-19. Она возникает при ОРДС, вызванных COVID-19, с той же частотой, что и при ОРДВ, не связанных с коронавирусом, например, в случае тяжелого гриппа или бактериальной пневмонии.
Правда, механизмы ее развития при COVID-19 и других болезнях различаются. В последнем случае гипергликемия – результат поражения бета-клеток, вырабатывающих инсулин, который регулирует уровень сахара в крови. А гипергликемия при COVID-19 развивается на фоне инсулинорезистентности, вызванной падением уровня гормона адипонектина в крови.
Этот гормон вырабатывается жировыми клетками (адипоцитами). В норме он повышает чувствительность к инсулину и снижает риск развития диабета. Ученые предполагают, что SARS-CoV-2 инфицирует адипоциты, разрушает их и тем самым нарушает выработку адипонектина, что и приводит к гипергликемии даже у пациентов, которые не болели диабетом до COVID-19.
И это может объяснять уязвимость перед коронавирусом людей с ожирением, у которых адипоциты могут быть более восприимчивы к инфекции.