Ученые из Anglia Ruskin University (ARU) считают, что дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) хуже распознают эмоции других людей, потому что не понимают контекст, связанный с ними.
В исследовании участвовали 40 учащихся из 9 и 10 классов (в возрасте от 13 до 15 лет), при этом 20 детей были набраны из специализированной школы для детей с аутизмом, а контрольная группа из 20 нормотипичных детей – из двух местных школ.
В ходе эксперимента сначала детям показывали фото людей, демонстрирующие статичные эмоции (страх, гнев, счастье, печаль, отвращение и удивление). Обе группы детей в равной степени правильно определяли, что именно показывает человек.
Затем участникам проекта показали шесть короткометражных фильмов, в которых выражение лица главного героя соответствовало контексту сцены. А позже оно менялось на иное, объяснимое в контексте сцены, но не совпадающее с истинными чувствами героя. Например, на актера проливали кофе, он сначала сердился, а потом вынужденно улыбался. В таких ситуациях дети с РАС определяли его улыбку как выражение счастья, несмотря на негативный контекст.
Ученые приходят к выводу, что дети с аутизмом могут неверно оценивать чувства других из-за чрезмерной зависимости от лицевых сигналов в ущерб контекстным сигналам, а не из-за неспособности распознавать эмоции вообще.