Ученые из UC Berkeley's Haas School of Business доказали, что информация действует на наш мозг так же, как деньги и еда.
Исследователи наблюдали за активностью головного мозга людей, которые играли в азартные игры. Каждый испытуемый получал набор лотерейных билетов и решал, сколько он готов заплатить, чтобы узнать о шансах на победу. Иногда эта информация оказывалась ценной, а иногда – нет.
В большинстве своем участники исследования делали рациональный выбор, основываясь на экономической ценности информации, то есть на том, сколько денег она поможет им выиграть. Однако это не объясняло все нюансы выбора, особенно в лотереях с большими выигрышами. Оказалось, высокие ставки повышают любопытство игроков – даже если информация оказывается мало значимой и не влияет на их решение. То есть, модель поведения включает в себя не только экономические, но и психологические мотивы поиска данных.
В ходе сканирования головного мозга ученые обнаружили, что получение информации активирует те же самые области мозга, которые задействованы в системе поощрения, отвечающей за выработку дофамина – стриатум (полосатое тело) и вентромедиальную префронтальную кору головного мозга. Эти же участки мозга активируются вкусной едой, деньгами и многими наркотиками.
Интересно, что вспышки активности мозга наблюдались вне зависимости от ценности информации для игрока. То есть, подчеркивают ученые, информация доставляет нам удовольствие, она является для нас наградой, независимо от того, полезна ли она для нас или нет. И так же как наш мозг любит пустые калории из фастфуда, так и информацию мы склонные переоценивать – и это объясняет то, что мы называем праздным любопытством.
Возможно также, что в нашей любви к информации кроются корни цифровой зависимости, считают исследователи.