Ученые из Калифорнийского университета в Дейвисе обнаружили ген, кодирующий процесс отбора качественных ооцитов первого порядка, из которых потом развиваются полноценные яйцеклетки для оплодотворения.
Известно, что самки (в том числе и женщины) рождаются с определенным запасом ооцитов, которые постепенно расходуются на протяжении их жизни. Запас этот значительно больше количества, необходимого для потенциальной овуляции: при рождении 5 млн, а к моменту полового созревания их остается всего 250 тысяч, которые истощаются к моменту наступления менопаузы.
То есть, у организма есть механизм, с помощью которого он отбирает лучшее из имеющегося. В частности, выбраковываются ооциты, получившие дефекты во время мейоза, в том числе и повреждения ДНК. Во время такого контроля качества организм принимает решение, должен ли данный ооцит продолжать развиваться и войти в «золотой запас» яйцеклеток или его следует подвергнуть апоптозу – запланированной клеточной смерти.
Оказалось, что за все эти процессы и контроль качества ооцитов отвечает ген Rnf212. У мышей с мутациями по этому гену, ооцитов в яичниках было намного больше, но вот качество их в среднем было намного ниже.
В ходе исследований оказалось, что Rnf212 маркирует участки разрыва ДНК, что повышает чувствительность «бракованных» ооцитов к апоптозу. Этот ген также на некоторое время блокирует восстановление масштабных повреждений, создавая своего рода «базу дефектов», что позволяет оценить, насколько плохо обстоят дела с данной клеткой. Если число таких дефектов более 10, ооцит признается некачественным и отправляется на апоптоз. Если дефектов немного, они восстанавливаются, а ооцит продолжается развиваться.
Таким образом, ген Rnf212 – это часть механизма по сохранению баланса между качеством и количеством ооцитов для наилучшего по всем параметрам оплодотворения.