25.11.2015 339

Повышенные требования к детям

В журнале «Личность и социальная психология» (Journal of Personality and Social Psychology) опубликованы результаты исследований группы ученых из японского технологического Университета Рединга и Кочи. В ходе научной работы были сделаны выводы о том, что в интересах ребенка, требования родителей к ним должны быть справедливыми и не слишком высокими.

Ученые о родительских требованиях

Слишком многие родители предъявляют к своим детям непропорционально высокие требования и ставят перед ними недостижимые цели. В результате они добиваются противоположного эффекта. Самый яркий пример – успеваемость. Поэтому психология отношений между взрослыми и их детьми требует реализма, как бы нелегко это было для родителей.

В родительских амбициях есть рациональное зерно, но они могут привести к необратимым негативным последствиям для ребенка, причем даже если изначально родительские требования «шагают в ногу» с психологией ребенка, его стремлениями, навыками и чертами личности.

Ход исследования

Профессор Коу Murayama из Университет Рединга, ведущий автор исследования, и его коллеги проанализировали данные 3530 учащихся средних школ и их родителей, участвующих в масштабном исследовании PALMA (Проект для анализа и обучения «Достижения в математике»), которое проводилось в течение пяти лет, с 2002 по 2007 год. Исследователи приняли во внимание уровень ожиданий родителей по 6-балльной шкале.

Анализ показал:

  • высокий уровень ожиданий родителей в целом способствует успеваемости, но только тогда, когда не превышает реалистичные ожидания;
  • когда ожидание родителей непропорционально высоки, образовательные результаты детей уменьшаются обратно пропорционально.

Для уточнения этих результатов, ученые проверили основные выводы исследования, проведя новый анализ данных опроса среди 12000 американских студентов и их родителей. Результаты оказались аналогичными.

Выводы ученых

Стремление родителей ставить высокие цели для своих детей остается оправданным. Однако, родительские ожидания должны оставаться реалистичными. «Нереальные ожидания будут влиять на успеваемость ребенка и успех в дальнейшей жизни» – к такому выводу пришли авторы. 

Следует также помнить, что самостоятельность способствует развитию детей любого возраста.