Международная команда ученых из University of Zurich (Швейцария) и Stanford University (США) доказала, что у людей, которые занимаются музыкой, вне зависимости от наличия слуха, лучше развит мозг, чем у тех, кто музыкой никогда не занимался.
По мнению ученых, за длительное время обучения музыке существенно меняется мозг. Очень небольшая часть музыкантов имеют так называемый абсолютный слух – врожденную способность узнавать и воспроизводить высоту звука, не имея возможности сравнивать его с другими звуками.
В исследовании участвовали 153 человека (мужчины и женщины): 52 музыканта с абсолютным слухом, 51 музыкант без абсолютного слуха и 50 не музыкантов.
Согласно полученным данным, длительное обучение музыке связано с устойчивыми масштабными изменениями нейронных сетей головного мозга. Мозг музыкантов по ряду параметров существенно отличался от мозга людей, непричастных к музыке. А вот разницы между параметрами мозга музыкантов, обладавших абсолютным слухом, и не имевших такового, выявлено не было. В обеих группах активность в слуховых зонах мозга была синхронизирована на высоком уровне.
Кроме того, у музыкантов из обеих групп было выявлено больше связей между участками мозга, отвечающими за слух, и долями, задействованными в обработке информации. И чем человек начинал учиться музыке, тем более выражены у него были структурные связи между разными отделами головного мозга.
Таким образом, занятия музыкой эффективно развивают и структурируют мозг человека вне зависимости от врожденных способностей к музыке.