Психологи из University of California в Сан-Диего переделали знаменитый «зефирный тест» и пришли к выводу, что ключевым фактором для детей является не способность к самоконтролю, а зависимость от чужого мнения.
В так называемом «зефирном тесте» малышам дают зефир и говорят, что они могут есть съесть сразу или попозже, но если они потерпят, то попозже получат два зефира. После этого исследователи выходили из комнаты и наблюдали за предоставленными самим себе детьми. Часть малышей терпели, а часть не могли удержаться и съедали свой единственный зефир. Позднее было заявлено, что способность к самоконтролю, умение откладывать желаемое ради более крупной награды связаны с повышенной стрессоустойчивостью и успехами во взрослой карьере.
В своем варианте «зефирного теста» психологи также предлагали малышам зефир, но в трех разных группах ставили разные условия: «условие учителя» – их учитель узнает, сколько они продержались; «условие сверстников» – их одноклассник узнает; «стандартные условия» – никаких специальных инструкций. В исследовании участвовали 273 китайских школьника в возрасте от 3 до 4 лет.
Оказалось, что самым значимым для детей является «условие учителя» – дети терпели в 2 раза дольше, чем при «условии сверстников», и в обоих случаях дети ждали дольше, чем в стандартных условиях проведения эксперимента. То есть, для детей было важно получить социальное вознаграждение в виде своей репутации в глазах значимых для них людей, хотя никто им не говорил, что более долгое ожидание дает дополнительные бонусы.
Исследователи указывают, что были удивлены результатами, так как традиционно считается, что 3-4-летние дети слишком малы, чтобы их волновало мнение окружающих.