Япония занимает первое место в мире по количеству долгожителей. Число долгожителей — а это люди старше 100 лет — в 2023 году составляет около 86 тысяч человек. Причём с каждым годом бодрых бабушек и дедушек, которые ведут активную жизнь, становится всё больше. Во многом этому способствуют приёмы биохакинга, которые используют японцы.
Секреты японских долгожителей
Японские долгожители — это настоящий феномен, который постоянно изучают. С 2016 года в Японии регулярно проводят опросы людей, которые перешагнули столетний юбилей, и членов их семей. Опрос направлен на то, чтобы выяснить, как питались, какие привычки имели, и какой образ жизни в целом вели люди, которые остались здоровыми и активными в таком преклонном возрасте. На основе проведённого опроса была составлена любопытная статистика.
Так, большинство долгожителей назвали своими главными секретами правильное питание, оптимистичное настроение, физическую активность, общение и увлечения — всё то, что и входит в понятие биохакига, то есть, практику, которая направлена на улучшение качества жизни и замедление процесса старения. Итак, какие же приёмы биохакинга используют японцы?
Здоровое питание — основа всего
Результаты опроса долгожителей показали, что практически каждый день на их столе присутствуют овощи, фрукты, рис, молочные продукты, рыба. То есть в их привычку входит употребление всего, что необходимо организму: молочные продукты — белок и кальций, который нужен костям и зубам, рис — источник энергии, овощи и фрукты — клетчатка, витамины и минералы.
Японская диета во многом похожа на средиземноморскую, которую считают одной из самых здоровых в мире. Кухня в Японии состоит преимущественно из рыбы и морепродуктов, а красное мясо — напротив, редкий гость на столе. Жители этой страны предпочитают продукты варить или готовить на пару. Например, рис отваривают и подают на стол без соли и масла.
Люди, которые перешагнули порог ста лет, часто едят соевые продукты, особенно, сыр тофу и пасту мисо, а также водоросли.
Водоросли — отличные источники не только белка и углеводов, но и йода, железа, калия магния, витаминов группы В.
В их кухне преобладают красные водоросли (например, нори), зелёные (многим известен салат чука), а также бурые (морская капуста и комбу).
Хара хати бу
Для японцев важно не только что, но и то, как они едят. Они придерживаются системы «хара хати бу», которая основана на принципе осознанного потребления пищи. Система гласит: если во время приема пищи не доходить до состояния полного насыщения, а только до 80%, то можно дольше оставаться активными, бодрыми, полными сил, стройными. А потому в этой стране не принято переедать даже во время застолий и праздников.
Эта система основана на доказанных фактах. Так, сигнал о насыщении мозг получает с небольшой задержкой. Поэтому лучше есть медленно, осознанно и останавливаться тогда, когда вы ощущаете себя слегка голодными — то есть, наелись на те самые 80%. Тогда вы не будете переедать.
Зелёный чай и водородная вода
Чайная традиция — важная составляющая японской культуры еще с 12 века. В стране выращивают тысячи сортов и видов зелёного чая, создавая на плантациях особые для этого условия. Его пьют после еды для улучшения пищеварения и в течение дня, чтобы быть энергичными.
Другой напиток из Японии, покоривший мир, — водородная вода. О пользе такой воды первым заговорил доктор Хидемицу Хаяши — кардиохирург из Токийского института воды. Он назвал молекулярный водород одним из самых мощных антиоксидантов, замедляющих процессы старения. В 2007 году группа японских исследователей под руководством профессора Сигео Ота опубликовала результаты своего исследования, которые доказали антиоксидантную активность водорода в организме человека.
Использование водородной воды в Японии стало настоящим трендом: её пьют, ею умываются, на её основе делают косметику. Водородную воду повсеместно продают в бутылках, для неё выпускают портативные генераторы, которые везде можно брать с собой.
10 тысяч шагов
Японцы остаются активными до самых преклонных лет. Они стараются воспользоваться любой возможностью, чтобы дать организму физическую нагрузку: всегда готовы выйти из дома, чтобы погулять, ездят на велосипеде, любят танцы, занимаются гимнастикой.
Пресловутые «10 тысяч шагов» изобрели именно они. И хотя это количество — в большей степени маркетинговый ход, который придумали накануне Олимпийских игр в Токио в 1964 году, чтобы продать первый в мире шагомер, факт остаётся фактом: физическая активность, подвижность — один из главных приёмов биохакинга, которые используют японцы, чтобы оставаться здоровыми.
По разным данным для здоровья достаточно 6,5-7 тысяч шагов.
Икигай
Икигай — это философия, которая заключается в умении каждый день находить радость. Японцы считают, что икигай, то есть смысл, предназначение в жизни, у каждого свой. Это то, что доставляет человеку радость, то, что получается у него лучше всего. Согласно этой концепции, икигай одновременно и сообщает жизни цель, и даёт человеку силы и мотивацию двигаться к ней.
Результаты исследований сендайского Университета Тохоку показали, что люди, которые нашли свой икигай, живут дольше, у них крепче здоровье и они смогли достичь большего как в профессиональной, так и личной жизни.
Социальная активность и увлечения
В Японии не принято ставить точку на своей социальной активности при выходе на пенсию. Пенсию в этой стране называют «второй жизнью», ведь японцы часто начинают осваивать новую профессию, в том числе в учебных заведениях, или находят интересное активное хобби после 65 лет. Этот возраст они воспринимают не как старость, а как долгожданную возможность посвятить время себе.
Согласно заключению Японской медицинской ассоциации, возрастным людям для счастья нужно здоровье, экономическая независимость и увлечения. Поэтому пожилым японцам предлагают всевозможные увлечения: кружки танцев, гончарное искусство, изучение языков, кендо и многое другое. Залог оптимистического взгляда на жизнь — не допускать, чтобы с возрастом сужался круг увлечений и друзей по интересам. А оптимистичный взгляд на жизнь обеспечит психическое здоровье, которое в пожилом возрасте не менее важно, чем физическое.
Использованы фотоматериалы Unsplash