Мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни современного человека также, как и телевизор, утюг, микроволновая печь и другие бытовые приборы. Современные смартфоны уже давно перестали быть только лишь средством связи, а открыли гораздо большие возможности, предоставляемые глобальной сетью интернет. Дети стали такими же активными ее пользователями, как и взрослые, но они же первыми ощутили на себе негативное влияние планшетов и электронных гаджетов. MedAboutMe приводит 6 «за» в пользу того, чтобы не давать детям телефон.
Возраст
Пожалуй, один из решающих факторов против того, чтобы познакомить свое чадо с электронным устройством. Однако, многие родители, напротив, стремятся сделать это как можно раньше, испытывая гордость за то, что ребёнок еще не умеет ходить и говорить, но уже является активным пользователем сети. Здесь необходимо напомнить, что в возрасте до трех лет у малыша активно формируется речевой аппарат, обогащается словарный запас, развивается зрение и другие органы чувств. В этом возрасте он активно познает мир, знакомится с окружающим пространством, пробует все на вкус и телефон может дать ему столько же информации, сколько картинка о море тому, кто никогда не был на побережье. Родителям стоит уделять ему больше внимания, играть, развивать, а не откупаться от непоседливого карапуза телефоном.
Влияние на развитие мозга малыша
Самый большой скачок в своем росте и развитии человек переживает в первый год младенчества. Мозг только что появившегося на свет ребёнка увеличивается втрое к его двухлетию и продолжает свой рост вплоть до достижения им возраста в 21 год. Большую роль в его формировании играют внешние раздражители окружающего пространства или их отсутствие. Характер нервных связей и сетей усложняется по мере общения с людьми, предметами, знакомства с другими факторами внешнего мира, которые выступают средством обучения ребёнка и сохранения полученной информации. Если сузить этот мир до экрана мобильного телефона или планшета, это может привести к нарушению когнитивных функций, беспокойстве, нервозности, а также проблемам в саморегуляции и самодисциплине.
Как телефон влияет на физическое развитие ребёнка?
Физическое развитие ребёнка, который много времени проводит, сидя с телефоном, тоже страдает. Все дело в том, что дети дошкольного возраста очень нуждаются в двигательной активности. Если ее недостаточно, задерживается не только физическое, но и психическое, и речевое развитие крохи. Подвижные и спортивные игры, бег, ползание, лазанье и прыжки формируют правильную осанку, укрепляют свод стоп, кости, мышцы, формируют восприятие и ощущение собственного тела, не говоря уже об умении строить отношения со сверстниками, договариваться, уступать и учиться дружить.
Гиподинамия приводит к недостатку движения, а это уже прямая дорога к лишнему весу и ожирению, которые сегодня диагностируют все чаще. А ведь эта проблема даже не эстетическая. Ожирение чревато самыми разными недугами, начиная с диабета и заканчивая сердечно-сосудистыми патологиями, о чем должны помнить все родители, дающие своему ребёнку телефон.
Проблемы со сном у детей
Проблемы со сном встречаются у всех детей, и родители наверняка не раз замечали, что происходит это после насыщенного событиями дня. Детская психика очень подвижна, малыш легко может перевозбудиться, даже играя со сверстниками в песочнице, не говоря уже о продолжительном пребывании в виртуальном мире, полном разноплановых эмоций, превращений и экшн-действий. Разгоряченный игрой, он долго не может успокоиться и настроиться на сон, но даже провалившись в царствие Морфея, продолжает свою погоню и стрельбу, просыпаясь очень рано, чтобы вновь испытать неповторимые эмоции. Если такое будет повторяться изо дня в день, это чревато самыми разными проблемами, начиная с плохой успеваемости в школе и заканчивая негативными отношениями с коллективом и самими родителями.
Эмоциональное выгорание у ребёнка — не такая уж редкость, как принято думать. Многие считают это уделом взрослых, отдающих все силы работе, но в последние годы такой термин все чаще применяют к детям. Падение интереса к занятиям и увлечениям, безразличие к оценкам, негативное отношение к одноклассникам, апатия и обиды по пустякам — все это результат долгого пребывания в виртуальном пространстве.
Компьютерная зависимость
Эта проблема, о которой раньше никто не знал, сегодня приобрела характер настоящего бедствия. Оценив все прелести электронных технологий, человечество и не подозревало, сколько опасностей и подводных камней они в себе таят, особенно для детей. Игры невероятно важны в развитии ребёнка, но компьютерные игры — это не то же самое, что «горелки» или «выбивной». Начиная с естественного удовлетворения познавательной потребности, ребёнок оказывается втянутым в такой незнакомый, но желанный виртуальный мир, вернуться из которого в реальность бывает не так-то просто.
Сегодня специалисты приравнивают компьютерную зависимость к наркомании и алкоголизму. И пусть мозг и другие внутренние органы не испытывают губительного влияния токсичных веществ, эффект таких пристрастий практически идентичен. Человек теряет способность жить в социуме, компьютер становится для него способом уйти от реальности со всеми ее правилами, проблемами и ограничениями. В конце концов страдают все сферы деятельности человека — рабочая, личная, финансовая, бытовая, учебная, семейная, психологическая и др.
Физиологические и психологические нарушения
О том, какие изменения претерпевает физическое развитие ребёнка, не выпускающего из рук телефон, уже было сказано, но есть конкретные симптомы и признаки, позволяющие заподозрить в нем игромана. Речь идет о нарушениях зрения, в частности, такой распространенной сегодня близорукости и синдроме сухого глаза, искривлении позвоночника, синдроме запястного канала, нерегулярном питании, пренебрежении личной гигиеной и т. д. Все они «тащат» за собой другие проблемы со здоровьем, негативно влияющие на все сферы жизни. У интернет-зависимых детей повышается склонность к развитию фобий. Аутизм, расстройство привязанности — все это следствие влияния электронных гаджетов.
Что же делать, спросят родители? Вообще не давать ребёнку телефон? Специалисты сходятся во мнении, что делать этого нельзя, иначе не избежать проблем в будущем, когда выросший малыш не сможет составить конкуренцию более подкованным в электронном плане сверстникам. Телефон у ребёнка должен быть хотя бы для общения, а вот пребывание в виртуальном пространстве нужно строго контролировать. Во-первых, ограничивать по времени, а во-вторых, отслеживать действия отпрыска в сети. Американская академия педиатрии считает, что детям до двух лет вообще нельзя давать электронные гаджеты. В возрасте от 3 до 5 продолжительность общения с устройством должна составлять не более 1 часа в день, а в возрасте от 6 до 18 лет это время можно продлить до 2 часов в день.