Тема воспитания и ухода за детьми волнует не только родителей, но и разных ученых в области психологии, биологии, неврологии, социологии и др. Одни из главных вопросов: как дети становятся взрослыми, и с какими проблемами воспитания сталкиваются их родители? В прошлом году было проведено немало научных исследований о воспитании и здоровье детей, о результатах которых будет полезно узнать как настоящим, так и будущим мамам и папам.
1. Родители и мобильные телефоны
Профессоры Мичиганского университета Брэндон МакДэниел и Дженни Радески задались вопросом, как смартфон может повлиять на воспитание ребёнка. В их научных наблюдениях принимало участие около 200 семей. В результате ученые заключили, что постоянная увлеченность родителей телефонами негативно влияет на воспитание детей, ухудшая их поведение и послушание.
Когда родители длительно проверяли письма в электронной почте или текстовые сообщения в телефоне, дети чаще становились гиперактивными, чрезмерно эмоциональными и капризными. Таким образом малыши стараются отвоевать внимание родителей и отвлечь их от гаджетов. Ученые призывают родителей не использовать слишком часто смартфоны в присутствии детей.
2. Отложенное удовольствие
Еще в 70-х годах прошлого века в Стэнфордском университете был проведен так называемый «Зефирный эксперимент». Детям предлагалось два варианта: быстро получить небольшую порцию зефира или, подождав 15 минут, отведать еще больше сладостей. В итоге, по дальнейшим наблюдениям ученых, дети, которые выбирали второй исход событий и терпеливо дожидались удвоенной порции сладкого, добивались большего успеха в жизни, чем те малыши, которые не смогли устоять перед лакомством и отказывались от ожидания.
В прошлом году представители Калифорнийского университета в Санта-Барбаре повторили «сладкий эксперимент» и отметили, что у современных детей выдержка и импульсный контроль намного выше, чем у участников подобных исследований прошлых лет. Ученые утверждают, что современные дети при большой заинтересованности в конечном результате способы проявлять высокую степень выдержки и силы воли, и родители должны это учитывать в процессе воспитания.
3. Работа над ошибками
Многие взрослые стараются не акцентировать внимание ребёнка на его неудачах, чтобы лишний раз не расстраивать его. Однако, по наблюдениям ученых, когда родители подробно разбирали с детьми их ошибки и призывали как следует осознать причину неудачи, малыши потом гораздо меньше наступали на одни и те же грабли, избегая повторения оплошности.
Когда ребёнок начинает разбирать суть своих недочетов и неудач, он лучше понимает их причину и начинает над ней работать, стараясь больше не повторять ошибки. Воспитание при таком подходе, считают ученые, становится более эффективным и правильным. К тому же это придает детям больше уверенности, помогающей контролировать стресс и негативные эмоции. Не стоит бояться разочарований — наоборот, нужно быть честными перед самими собой и правильно анализировать ситуацию.
4. Физическое наказание детей
Группа педиатров и врачей из Техасского университета много времени посвятила изучениям телесных наказаний в семьях с детьми. В прошлом году они еще раз подтвердили утверждения психологов о том, что воспитание такого характера негативно сказывается на малышах. Частое битье, включая шлепки и подзатыльники, приводит к тому, что впоследствии дети становятся агрессивными и жестокими.
Примерно 15% тех, кто проявляет насилие в семье или в личных отношениях с партнерами, в детстве часто испытывали телесные наказания. Врачи и педиатры призывают всех родителей отказаться от такого подхода к воспитанию, поскольку он негативно влияет на психологическое развитие ребёнка и его социальные навыки.
5. Загадка колик ребёнка
Совместные роды и уход за детьми до сих пор вызывают немало споров. Исследователи из американского штата Пенсильвания в течение прошлого года наблюдали 3000 пар. В результате новорожденные в семьях, где отцы активно поддерживали матерей в послеродовой период, меньше испытывали симптомы колик, чем малыши, за которыми ухаживали только женщины.
Исследование показало, что в условиях совместного ухода ребёнок больше настроен на здоровое развитие, чем дети, находящиеся только под маминой опекой. Педиатры советуют обоим родителям проявлять активное участие в заботе о новорожденном, чтобы поддержать его здоровье и успешное развитие в дальнейшем.
6. Воспитание антирасизма
В современном мире проблема расизма занимает не последнее место. И многие родители задаются вопросом, как воспитать у ребёнка уважительное отношение к разным нациям. Исследования, в которых приняли участие около 100 китайских семей, показали, что если детям уже с пяти лет рассказывать о существовании разных рас, знакомить с ними и беседовать о правильном к ним отношении, то у малышей в дальнейшем намного реже проявляется антирасистское настроение. Полезно, чтобы дети в раннем возрасте виделись и общались со сверстниками-представителями другой расы.
7. Сканирование мозга и аутизм
Благодаря сканированию мозга младенцев врачи научились на 96% процентов предсказывать развитие аутизма. Хотя результаты исследований еще нуждаются в дополнительной проверке, они уже могут помочь поставить ранний диагноз. Это поможет родителям заранее подготовиться к непростым условиям развития и воспитания малыша, предпринять необходимые меры, чтобы максимально смягчить симптомы заболевания.
8. Успех первых детей в семье
Шведские ученые пришли к выводу, что дети, рожденные первыми в семье, имеют больше шансов на успешное развитие. В около 30% семьях, принявших участие в исследованиях, первенцы достигали лучших результатов в учебе и работе, чем дети, родившиеся после них. Такой факт ученые объясняют тем, что родители первому ребёнку часто уделяют больше времени и более серьезно относятся к его развитию, чем занятиям с последующими детьми. Но относить такой факт к строгой закономерности не стоит: каждый ребёнок индивидуален и имеет свои интеллектуальные способности.
9. Грязные подгузники и интеллект
Профессура отделения психиатрии университета Северной Каролины заключила, что содержимое подгузников годовалых малышей может рассказать об их дальнейшем IQ. Наличие одной группы определенных микробных соединений в стуле детей может свидетельствовать о высоком уровне когнитивного развития через год. А малыши, у которых в микробиоме кишечника было обнаружено сразу несколько групп соединений, спустя год отличались менее развитым интеллектом.