Адаптация в новой школе у каждого подростка проходит по-разному. О том, какие ошибки совершают родители в своем стремлении помочь ребёнку наладить отношения с новыми одноклассниками и не стать предметом травли, расскажет MedAboutMe.
Адаптация ребёнка и личный опыт родителей
Все родители одинаковые — «хотят, как лучше», поэтому пытаются дать кучу советов, исходя из собственного опыта. К сожалению, это не всегда приносит пользу. Успокаивая ребёнка, которому предстоит адаптация в новой школе, они наперебой делятся собственными воспоминаниями:
— Да что там страшного? Пришел, познакомился — и все в порядке, — уверяет папа.
— А я целый год не могла общего языка с одноклассниками найти, — жалуется мама.
У подростка голова идет кругом. Кому верить? А никому. Проекция собственного опыта — плохая идея. Родители подсознательно дают ребёнку установку: проблем с адаптацией не будет, его встретят овациями, а первая красавица в классе обязательно сядет с ним за одну парту. Либо наоборот — его будут обижать или, в лучшем случае, игнорировать. В результате подросток либо испытывает разочарование, не получив аплодисментов, либо становится жертвой паранойи и высматривает признаки грядущих неприятностей. Кроме того, один родитель чуть ли не требует сразу завести товарищей и стать лидером, а другой советует сидеть тихо и не высовываться без особой необходимости. В результате такие разговоры только делают еще сложнее и без того непростой период адаптации в школьном коллективе.
В большинстве случаев период полной адаптации ребёнка занимает два-три месяца. Однако если он затягивается, родители должны вмешаться, но делать это очень осторожно.
Ни в коем случае нельзя уходить от разговоров на школьную тему. Нужно расспросить ребёнка о его страхах, сомнениях. Если подросток не расположен к откровенному разговору, можно сделать паузу, а через время вновь вернуться к этой теме. Главное — не «накручивать». Разговоры должны проводиться в добродушной атмосфере. Подростку нужно объяснить, что всегда и со всеми можно договориться.
Дети теряются, попадая в непривычную среду. Поэтому взрослые должны постараться понять атмосферу класса с учетом правил, принятых в этом обществе. Нужно помочь подростку сориентироваться в непривычной ситуации, объяснить, что ничего из ряда вон выходящего не происходит. Он должен просто понять новые правила и привыкнуть к ним.
А еще объяснить ребёнку, что с новыми одноклассниками следует быть дружелюбным, не инициировать конфликты и не думать, что он со всеми подружится в первый учебный день.
Сложности адаптации в подростковом возрасте: помощь взрослых
Дети почти взрослые — сын уже пользуется бритвой, а дочь подкрашивает глаза. И все чаще родители слышат: «порядок», «разберусь» либо «ну ма-а-а-м». Но все-таки, невзирая на показную взрослость детей, оставлять их наедине со сложностями адаптации в новой школе нельзя.
Психологи не преувеличивают, когда говорят о сложности подросткового возраста. Все свои внутренние, не всегда положительные эмоции тинейджеры выплескивают в окружающий мир, кажущийся им странным, чужим и враждебно настроенным. Впрочем, таким же, как и собственные родители. Например, им непонятно, «как могла мама в свои 40 лет нацепить супермодные джинсы»? В этом возрасте взрослые могут их утомлять, раздражать, даже бесить, но все равно мама с папой остаются надежной опорой и защитой для подростка. И это ему нужно гарантировать.
Родители должны наблюдать за тем, как протекает адаптация ребёнка, и делать выводы с учетом его особенностей. Свой период адаптации есть у каждого человека. Кто-то с ходу вливается в коллектив и уже через неделю забывает о бывших одноклассниках. А кому-то нужно привыкнуть к новой среде, присмотреться, переосмыслить информацию и принять себя в новой роли.
Желательно до первого учебного дня в новой школе сходить туда вместе с ребёнком, пообщаться с преподавателями, осмотреть школу изнутри. Это позволит новичку в первые учебные дни чувствовать себя более уверенным и не бегать в поисках нужных кабинетов.
На период адаптации ребёнка психологи рекомендуют освободить его от выполнения домашних дел, а также дополнительных нагрузок (кружков, занятий с репетитором).
Нужно быть готовым к резким перепадам настроения. Могут быть и слезы, и истерики, и что-то типа «Не пойду я в эту дурацкую школу!» В этом случае можно разрешить ребёнку остаться на день дома, а вечером обсудить масштабы проблемы. Если период адаптации слишком затягивается — тоска по бывшим одноклассникам не проходит, а неприятие новых усиливается, имеет смысл рассмотреть идею возвращения в старую школу.
Период адаптации: родители и педагоги
Учитель может делать вид, что не замечает травли новичка одноклассниками, а может всеми силами стараться ему помочь. В любом случае родители не должны игнорировать ситуацию.
Следует поговорить с классным руководителем, рассказать о характере, а также особенностях ребёнка. Показать, что вы готовы общаться. Если адаптация ребёнка в новом коллективе с первого дня пошла не так, как хотелось — его встретили с неприязнью, и у подростка до сих пор не получается найти общий язык с одноклассниками — нужно поговорить об этом с преподавателем. Скорее всего, учитель будет благодарен за оказанное доверие, а главное — постарается помочь. Если классный руководитель в курсе ситуации и не предпринял ничего до этого момента, то после разговора с родителями ему придется проявить активность в решении этой проблемы.
В отдельных учебных заведениях, где новенькими в свое время становятся все (к примеру, в колледжах) существуют особые ритуалы для вливания в коллектив. Даже если подросток и будет утверждать, что подобная адаптация — это детские игры, в действительности это ему может и понравиться.
Желательно, чтобы ребёнок чаще принимал участие в школьных мероприятиях, ходил со своим классом в походы, ездил в организованные путешествия. Разрешайте ему приглашать домой новых друзей и знакомьтесь с родителями одноклассников. Прислушивайтесь к их рассказам — это поможет составить реальное представление о том, что происходит в новом классе.