«Невоспитанный, грубый, агрессивный ребёнок!» — именно эти слова меньше всего хотят услышать родители в адрес своего чада. Однако возвращаясь в ранние детсадовские и школьные годы, многие люди могут вспомнить какого-нибудь хулигана и задиру в своей группе или в классе. Такой малыш предпочитает нападать на окружающих, выражая таким образом свои чувства. Зачастую агрессия может быть направлена на родителей, сверстников, братьев или сестер, а также на животных или предметы. В подростковом возрасте чаще встречается явление аутоагрессии, когда ребёнок калечит сам себя. В чем же причина подобного поведения и возможно ли научить детей контролировать свои эмоции? Или же агрессия — это неотъемлемый этап развития, который вскоре минует? Разбирался в этом MedAboutMe.
Почему малыш ведет себя агрессивно?
Агрессивное поведение представляет собой как вербальную, так и физическую активность, которая направлена на причинение вреда себе, окружающим людям и животным, объектам обстановки. В его основе кроется негативный эмоциональный фон и желание нанести ущерб кому-то или чему-то. Такой малыш раздражителен, склонен к жестоким и импульсивным поступкам, актам насилия, непослушанию, оскорблениям и клевете. Агрессия может выявляться у детей самого разного возраста: наблюдая последствия своего поведения (другой ребёнок подчинился или отдал игрушку), они закрепляют в своем сознании определенный стереотип, позволяющий в дальнейшем получить желаемое. Выделяют основные группы причин, провоцирующих развитие подобного поведения:
- Отношения внутри семьи
Если малыш регулярно наблюдает проявления жестокости со стороны своих родителей как по отношению к нему, а так и по отношению друг к другу, не стоит удивляться, что он пытается применить те же приемы. Также агрессия может быть своеобразным способом привлечения внимания.
- Особенности личности
Неустойчивое эмоциональное состояние нередко проявляется раздражительностью и озлобленностью. Агрессия является инструментом для выражения усталости, плохого настроения и самочувствия, заниженной самооценки и даже чувства вины.
- Социально-психологические установки
Нередко ролевые ожидания и поведенческие стереотипы настолько сильно давят на ребёнка, что он волей-неволей вынужден им соответствовать. К примеру, до сих пор считается, что мальчик непременно должен уметь драться и строить общение с обидчиками только с применением кулаков.
- Воздействие ситуации
Психика ребёнка довольно нестабильна. Это зачастую приводит к тому, что даже незначительное воздействие может вызвать крайне сильную реакцию. Гнев может быть взывать плохой оценкой в школе, физическим или психологическим дискомфортом.
Симптомы агрессивного поведения
У малышей в возрасте 1-3 лет конфликты нередко возникают на фоне присвоения чужих вещей. Дети начинают нападать друг на друга, царапаться, толкаться, драться. Любые попытки родителей или воспитателей вмешаться способствуют усугублению ситуации: агрессия может переключиться на них. У дошкольников преобладает вербальный механизм агрессии: они выражают свои эмоции криками, руганью или угрозами. Также их негативное поведение направлено в основном на более слабых представителей: животных, младших братьев и сестер.
Дети младшего школьного возраста имеют некоторый уровень самоконтроля, поэтому способны подавлять агрессию, однако используют ее с целью защиты собственных интересов. Мальчики предпочитают применять грубую физическую силу, в то время как девочки выбирают вербальные способы: угрозы, издевательства, насмешки, создание слухов и сплетен. Нередко в этот период пропадает уважение к родителям, в результате чего ребёнок перестает слушаться маму и папу, высмеивает или пародирует их слова.
Подобное поведение привносит огромный вклад в развитие личности. К подростковому возрасту формируется определенный стереотип достижения целей с помощью запугивания и элементов насилия. Такие дети довольно тяжело воспринимают другие способы общения: увеличивается риск социальной дезадаптации, девиантного поведения.
Психотерапия: как научить ребёнка контролировать эмоции?
Важным этапом в борьбе с детской агрессией является психотерапия. Именно работа со специалистом позволяет обнаружить возможные причины подобного поведения, а также скорректировать их. Ребёнка обучают контролировать свои эмоциональные всплески: не бросаться на обидчика с кулаками, а пытаться найти компромисс и уладить критическую ситуацию мирным путем. Малыш может написать письмо или нарисовать рисунок для своего «врага», чтобы таким образом снять напряжение и избавиться от негативных мыслей. Широко используются игровые упражнения: взаимодействие с мячом, водой, сыпучими материалами.
Также детскими психологами разработаны специальные коммуникативные тренинги. Малыш учится контактировать с другими людьми, уважать их точку зрения и отстаивать личную позицию без применения силы. Занятия по релаксации позволяют уменьшить количество факторов, провоцирующих появление агрессии. Ребёнка обучают выполнять дыхательные упражнения, расслаблять и напрягать мышцы, а также переключать внимание с объекта гнева на второстепенные факторы, подавляя негативные эмоции. При адекватной коррекции прогноз благоприятен: детям удается перерасти неблагоприятный период, выработав правильные социальные установки.
Профилактика: как выстраивать общение с ребёнком
Воспитание детей — это крайне сложный процесс, в котором даже незначительная оплошность или досадное упущение могут стать фатальными. Чтобы предупредить развитие подобного стиля поведения, необходимо создать дома гармоничную и спокойную обстановку: все конфликты и разборки не должны происходить на глазах у детей. Также рекомендуется придерживаться гармоничного стиля воспитания, показывать ребёнку способ выхода из сложных ситуаций без применения агрессии. Общение с детьми должно базироваться на доверии и взаимном уважении: не стоит перегибать палку в желании показаться строгим и ответственным родителем.