Мифические представления древних народов основывались не только на сакральном знании, но и на вполне обыденных вещах, которые облекались в мистическую форму. Даже такие явления, как болезни и инфекции, получали в народной трактовке причудливое толкование. Но чего не отнять у древних, так это верно подмеченные признаки и симптомы заболеваний, описанных в жанре иносказаний, но с невероятной точностью. Портал MedAboutMe разбирался, как представлены заболевания в стародавних текстах.
Болезни и инфекции в мифах народов мира
Инфекционные болезни, принимавшие характер эпидемий, были известны людям еще в древние века. Наблюдая за массовыми болезнями, человек формировал о них представление, которое в те времена непременно принимало форму языческих суеверий, системы примет и табу. Кроме того, люди учились находить противодействие инфекциям, составляя своды правил гигиены и поведения, что также нашло отражение в мифологической картине мира древних. По сей день бытуют эти правила, сохранившиеся через века в виде народных примет, устоявшихся обычаев, национальных традиций. Разумеется, не стоит абсолютно весь комплекс суеверных представлений принимать за истину, но нельзя и отрицать, что многие из них — настоящая мудрость, испытанная и проверенная веками.
До того, как возникла письменность, все знания передавались в виде кратких сентенций — они циркулировали из века в век. В этих изречениях содержалась вся информация, собранная за предшествующие периоды, и потому, из них «вырастали» собрания законов и правил поведения. Целью таковых было сохранение здоровья как отдельного человека, так и целых наций и государств.
Когда появилась письменность, все знания обрели материальную форму — первые медицинские записи встречаются у древних народов Индии, Египта, Китая и Иудеи.
Еще в языческую эпоху люди понимали различие между болезнями с симптомами лихорадки. Об этом говорит наличие в мифотворчестве таких существ, как ведьмы, демоны, богини — им приписывались умения вызывать лихорадочные заболевания разного толка. К примеру, врачеватели Древней Руси ведали о существовании порядка дюжины болезней, когда в клинической картине присутствует лихорадка. Не зря в русском фольклоре есть персонажи вроде двенадцати трясовиц, по числу заболеваний с симптомами лихорадки.
Малярия в сказаниях Древнего мира и Средневековья
Еще в древние времена человеку известны были такие заболевания, как чума и малярия. Лекари тех лет отличались наблюдательностью: они проследили связь малярии с болотами, что отразилось в мифологии. Так, древние римляне поклонялись богиням Деа Фебрис Тетциана и Деа Фебрис Квартана — так звались божества, посвященные трехдневной и четырехдневной лихорадкам. Малярия, как известно, может быть трехдневная и четырехдневная. Также с малярией был связан римский культ божества Мефитис. Согласно преданиям, богиня вызывала лихорадку болот, коей является малярия.
В славянской мифологии также имеются отсылки к малярии. С этой инфекцией соотносится образ Параскевы-Пятницы, на которую перенесли функции главного восточнославянского божества женского рода — Макоши. Вообще-то она считалась богиней воды, но ее также наделили и негативными чертами лихорадки-трясовицы.
Лекарством от малярии до изобретения вакцины был хинин, получаемый из коры хинного дерева. В южноамериканском эпосе есть легенда, объясняющая, как индейцы узнали о целебных свойствах этого дерева. По преданию, землетрясение вывернуло с корнями множество хинных деревьев, отчего они упали в озеро. Вода стала горькой (а хинин очень горек), люди ушли к другим питьевым водоемам. Но на берегу озера жил индеец, которого мучали приступы тяжелейшей лихорадки. У него не было сил уйти на другое место, и ему пришлось пить воду, приправленную хинином. Буквально через несколько дней он полностью исцелился, лихорадка исчезла.
В XVII в. кора хинного дерева превратилась в экспортируемый товар, который направлялся в Европу, где бушевала эпидемия малярии.
Еще раньше знахари Восточной Африки излечивали больных сифилисом тем, что отправляли их в болота, где люди заболевали малярией и, как ни странно, сифилис исчезал.
Эпидемия чумы в литературных памятниках
Чума относится к ряду карантинных заболеваний природно-очагового происхождения. Основной приметой чумы во все века являлись бубоны, что дало второе название болезни — «бубонная чума». Инфекция высококонтагиозная, с частыми летальными исходами и сепсисом. Во время болезни человек находится в тяжелом состоянии: его терзает лихорадка, воспаление лимфоузлов и других внутренних органов.
Резервуаром чумы служат грызуны, а вот переносчиками ее являются блохи разных видов.
О чуме впервые упоминается в шумерско-аккадском сочинении о правителе Гильгамеше, одном из древнейших литературных произведений мира. Старинный литературный источник рассказывает о том, как в город прибыл Эрра, бог чумы, в городе началась эпидемия, и Гильгамеш, потрясенный множественными смертями, отправляется на поиски бессмертия.
Весьма интересен эпидемиологический контекст библейского описания чумной эпидемии в Первой книге Царств. В книге говорится, что после победы филистимлян над израильтянами, последние доставили в армию Ковчег — одна из главных израильских святынь, содержащая заветы Саваофа. Но надежды израильтян не оправдались, более того, Ковчег был захвачен филистимлянами в следующем сражении. Только филистимляне не знали, что после того, как Ковчег оказался среди израильских воинов, людей накрыла странная эпидемия со смертельными исходами. Филистимляне возили Ковчег в качестве военного трофея по городам, и везде, где они были, оставался мрачный след: население городов постигала одна и та же участь. Тело покрывалось наростами (вероятнее всего, это и были чумные бубоны), затем человек мучился от неведомой болезни, и чаще всего умирал.
Разумеется, Ковчег вовсе не был Божьим наказанием, как представлялось тогда филистимлянам и израильтянам. Вероятнее всего, что здесь имела место эпидемия чумы трансмиссивного характера (разносимая блохами).