Болезни древности в мифотворчестве народов

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Мифические представления древних народов основывались не только на сакральном знании, но и на вполне обыденных вещах, которые облекались в мистическую форму. Даже такие явления, как болезни и инфекции, получали в народной трактовке причудливое толкование. Но чего не отнять у древних, так это верно подмеченные признаки и симптомы заболеваний, описанных в жанре иносказаний, но с невероятной точностью. Портал MedAboutMe разбирался, как представлены заболевания в стародавних текстах.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Болезни и инфекции в мифах народов мира

Болезни и инфекции в мифах народов мира

Инфекционные болезни​, принимавшие характер эпидемий, были известны людям еще в древние века. Наблюдая за массовыми болезнями, человек формировал о них представление, которое в те времена непременно принимало форму языческих суеверий, системы примет и табу. Кроме того, люди учились находить противодействие инфекциям, составляя своды правил гигиены и поведения, что также нашло отражение в мифологической картине мира древних. По сей день бытуют эти правила, сохранившиеся через века в виде народных примет, устоявшихся обычаев, национальных традиций. Разумеется, не стоит абсолютно весь комплекс суеверных представлений принимать за истину, но нельзя и отрицать, что многие из них — настоящая мудрость, испытанная и проверенная веками.

До того, как возникла письменность, все знания передавались в виде кратких сентенций — они циркулировали из века в век. В этих изречениях содержалась вся информация, собранная за предшествующие периоды, и потому, из них «вырастали» собрания законов и правил поведения. Целью таковых было сохранение здоровья как отдельного человека, так и целых наций и государств.

Когда появилась письменность, все знания обрели материальную форму — первые медицинские записи встречаются у древних народов Индии, Египта, Китая и Иудеи.

Еще в языческую эпоху люди понимали различие между болезнями с симптомами лихорадки. Об этом говорит наличие в мифотворчестве таких существ, как ведьмы, демоны, богини — им приписывались умения вызывать лихорадочные заболевания разного толка. К примеру, врачеватели Древней Руси ведали о существовании порядка дюжины болезней, когда в клинической картине присутствует лихорадка. Не зря в русском фольклоре есть персонажи вроде двенадцати трясовиц, по числу заболеваний с симптомами лихорадки.

Малярия в сказаниях Древнего мира и Средневековья

Малярия в сказаниях Древнего мира и Средневековья

Еще в древние времена человеку известны были такие заболевания, как чума и малярия. Лекари тех лет отличались наблюдательностью: они проследили связь малярии с болотами, что отразилось в мифологии. Так, древние римляне поклонялись богиням Деа Фебрис Тетциана и Деа Фебрис Квартана — так звались божества, посвященные трехдневной и четырехдневной лихорадкам. Малярия​, как известно, может быть трехдневная и четырехдневная. Также с малярией был связан римский культ божества Мефитис. Согласно преданиям, богиня вызывала лихорадку болот, коей является малярия.

В славянской мифологии также имеются отсылки к малярии. С этой инфекцией соотносится образ Параскевы-Пятницы, на которую перенесли функции главного восточнославянского божества женского рода — Макоши. Вообще-то она считалась богиней воды, но ее также наделили и негативными чертами лихорадки-трясовицы.

Лекарством от малярии до изобретения вакцины был хинин, получаемый из коры хинного дерева. В южноамериканском эпосе есть легенда, объясняющая, как индейцы узнали о целебных свойствах этого дерева. По преданию, землетрясение вывернуло с корнями множество хинных деревьев, отчего они упали в озеро. Вода стала горькой (а хинин очень горек), люди ушли к другим питьевым водоемам. Но на берегу озера жил индеец, которого мучали приступы тяжелейшей лихорадки. У него не было сил уйти на другое место, и ему пришлось пить воду, приправленную хинином. Буквально через несколько дней он полностью исцелился, лихорадка исчезла.

В XVII в. кора хинного дерева превратилась в экспортируемый товар, который направлялся в Европу, где бушевала эпидемия малярии.

Еще раньше знахари Восточной Африки излечивали больных сифилисом тем, что отправляли их в болота, где люди заболевали малярией и, как ни странно, сифилис исчезал.

Эпидемия чумы в литературных памятниках

Эпидемия чумы в литературных памятниках

Чума относится к ряду карантинных заболеваний природно-очагового происхождения. Основной приметой чумы во все века являлись бубоны, что дало второе название болезни — «бубонная чума». Инфекция высококонтагиозная, с частыми летальными исходами и сепсисом. Во время болезни человек находится в тяжелом состоянии: его терзает лихорадка, воспаление лимфоузлов и других внутренних органов.

Резервуаром чумы служат грызуны, а вот переносчиками ее являются блохи разных видов.

О чуме впервые упоминается в шумерско-аккадском сочинении о правителе Гильгамеше, одном из древнейших литературных произведений мира. Старинный литературный источник рассказывает о том, как в город прибыл Эрра, бог чумы, в городе началась эпидемия, и Гильгамеш, потрясенный множественными смертями, отправляется на поиски бессмертия.

Весьма интересен эпидемиологический контекст библейского описания чумной эпидемии в Первой книге Царств. В книге говорится, что после победы филистимлян над израильтянами, последние доставили в армию Ковчег — одна из главных израильских святынь, содержащая заветы Саваофа. Но надежды израильтян не оправдались, более того, Ковчег был захвачен филистимлянами в следующем сражении. Только филистимляне не знали, что после того, как Ковчег оказался среди израильских воинов, людей накрыла странная эпидемия со смертельными исходами. Филистимляне возили Ковчег в качестве военного трофея по городам, и везде, где они были, оставался мрачный след: население городов постигала одна и та же участь. Тело покрывалось наростами (вероятнее всего, это и были чумные бубоны), затем человек мучился от неведомой болезни, и чаще всего умирал.

Разумеется, Ковчег вовсе не был Божьим наказанием, как представлялось тогда филистимлянам и израильтянам. Вероятнее всего, что здесь имела место эпидемия чумы трансмиссивного характера (разносимая блохами).

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.
Опубликовано 03.08.2017 16:54, обновлено 17.04.2020 17:17
Рейтинг статьи:
4,8

Читайте также

Болезни под маской косметических недостатков
Можно спрятать косметические дефекты лица, но от болезни, о которой они сообщают, так просто не избавиться. Что могут скрывать проблемы внешности?
Аутоиммунные болезни и внешность
Узнайте, какие патологии, относящиеся к «ошибкам» иммунитета, способны значительно изменить внешний вид людей.
Проказа: история болезни
В древние времена у лепры было множество названий. Самые известные из них – проказа, финикийская болезнь и болезнь Святого Лазаря.