В первые же месяцы пандемии стало понятно, что новая болезнь выкашивает слабейших на тот момент представителей общества. В этот перечень попали не только пожилые люди, чье тело в силу возраста теряет способность защитить себя от инфекции, но и люди с ожирением, диабетом и иммунодефицитами, с хроническими болезнями почек и печени, и др. Как показала печальная статистика, люди с расстройствами психики, с ограниченными интеллектуальными возможностями тоже оказались в группе повышенного риска заболевания COVID-19 в тяжелой форме, вплоть до летального исхода.
Но почему? Если диабет, ожирение и другие заболевания поддаются логическому объяснению на уровне физиологии, молекулярной биологии и вирусологии, то каким образом расстройства психики делают человека уязвимым перед инфекцией? MedAboutMe выяснял, какова связь между коронавирусной инфекцией и психическими заболеваниями.
Расстройства психики и особенности здоровья
Еще до пандемии было известно, что у людей с тяжелыми расстройствами психики (шизофрения, биполярное расстройство и др.) продолжительность жизни короче на 15-20 лет по сравнению со среднестатистическим гражданином. При этом, по данным австралийских ученых, опубликованным в мае 2013 года в журнале BMJ, 77,7% дополнительных смертей были связаны с физическими нарушениями здоровья, включая сердечно-сосудистые заболевания (29,9%) и рак (13,5%). Самоубийства же стали причиной только 13,9% лишних смертей.
Другие исследования показывают связь между депрессией, тревожностью и повышенным риском различных соматических заболеваний, включая аутоиммунные болезни, болезни органов дыхания, а также тяжелые инфекционные заболевания, возможно, из-за измененной иммунной реакции.
Избыточная заболеваемость или смертность, связанная с психическим заболеванием связана с большим количеством факторов. Среди основных причин:
- люди с психическими заболеваниями чаще употребляют психоактивные вещества, и это не только табак и алкоголь, но и наркотики;
- такие пациенты чаще ведут нездоровый образ жизни, плохо питаются, меньше двигаются;
- они принимают лекарства, которые дают выраженные побочные эффекты, особенно нейролептики;
- наконец, далеко не всегда такие пациенты могут также легко обратиться к врачу, как и другие люди.
Пандемия COVID-19 и психически уязвимые пациенты
На данный момент уже имеется достаточно доказательств того, что люди с расстройствами психики входят в группу повышенного риска во время пандемии COVID-19. Группа ученых из Лондона опубликовала в октябре 2021 года в журнале The Lancet статью, в которой приводит следующие данные:
- Люди с ограниченными интеллектуальными возможностями умирают от COVID-19 в 9,24 раза чаще, чем обычный человек.
- Люди с расстройствами пищевого поведения умирают в 4,81 раза чаще.
- Люди с деменцией — в 3,82 раза чаще.
- Люди с расстройствами личности (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, социопатия, депрессивное расстройство личности и др.) — в 4,58 раза чаще.
- Люди с расстройствами шизофренического спектра — в 3,26 раза чаще.
Интересный момент: показатели смертности во всех этих группах практически вернулись к норме (то есть, всего лишь в 2 раза выше, в среднем, по сравнению с остальным населением) в промежуток между первой и второй волной пандемии, с июля по сентябрь 2020 года.
Почему COVID-19 опасен для людей с патологиями психики?
Итак, выше мы упоминали нездоровый образ жизни (а значит, ожирение, диабет, болезни сердца и сосудов), побочные эффекты лекарств, употребление психоактивных веществ, ослабляющих организм. Но есть ли факторы, кроме перечисленных нами выше, свойственные только пандемии COVID-19? В конце концов, почему именно эта инфекция привела к такому росту заболеваемости и смертности в данной категории населения?
Ученые считают, что ключевой фактор — стресс. О том, что заболеваемость ОРЗ увеличивается по мере роста степени психологического стресса ученые сообщали еще в конце прошлого века. Так, в исследовании, которое было опубликовано в 1991 году в журнале The New England Journal of Medicine учеными из Carnegie Mellon University, было указано, что в зависимости от уровня стресса частота заражения испытуемых простудными вирусами колеблется от 74% до 90%, а частота появления клинических симптомов ОРЗ — от 27 д% до 47%. В качестве простудных вирусов использовались риновирусы 2, 9 и 14 типов, респираторно-синцитиальный вирус и коронавирус 229Е.
А в июле 2020 года те же самые ученые опубликовали в журнале Perspectives on Psychological Science статью, в которой анализировали действие психологического стресса уже на риски заболевания COVID-19. В этой статье они указывают, что хронический стресс связан с избыточной выработкой провоспалительных цитокинов. А нам уже известно, что при COVID-19 это чревато цитокиновым штормом и серьезным утяжелением состояния пациента.
Также сообщается об активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси у людей с психическими расстройствами. Так называется нейроэндокринная система организма, которая в норме обеспечивает нам выживание во время стресса, например. У людей с расстройствами психики, в частности, с клинической депрессией (исследование 2017 года, опубликованное в журнале Molecular Psychiatry), при активации этой системы происходит изменение уровня циркулирующих в крови человека гормонов-глюкокортикоидов и подавление антительного и гуморального иммунитета.
В результате риск заражения SARS-CoV-2 и развития тяжелых форм COVID-19 существенно возрастает.
Выводы
- Люди с расстройствами психики и особенно люди в ограниченными интеллектуальными возможностями входят в группу высокого риска развития тяжелых форм COVID-19 и смерти от этого заболевания.
- Это означает, что они должны быть вакцинированы (и ревакцинированы в положенные сроки) в первую очередь.
- Это также означает, что человек из этой группы, получивший положительный результат теста на COVID-19, должен находиться под наблюдением врачей и при первой необходимости направлен на госпитализацию.
- Исследования также показывают, что социальная интеграция (то есть, общение с другими людьми, их поддержка) снижает уровень стресса и уменьшает риски инфицирования и выраженности болезни. А социальная изоляция, с которой мир впервые за время пандемии познакомился весной 2020 года, напротив способствует восприимчивости к инфекциям. Это значит, что люди с расстройствами психики особенно нуждаются в помощи близких и в общении с ними.