Лекарственные средства — главное орудие врачей, которым они пользуются для спасения здоровья и жизней своих пациентов. Причем это касается всех специалистов без исключения. Конечно, наиболее часто к медикаментозной терапии прибегают врачи-терапевты, так как они редко проводят какие-либо манипуляции с больными. А врачи хирургического профиля зачастую в качестве лечения выбирают оперативное вмешательство. Однако ни одна даже самая блестяще проведенная операция не поможет, если после нее не назначfить правильных лекарств, которые помогут больному восстановиться, предупредят развитие кровотечения или инфекционного процесса. Даже врачи-стоматологи в некоторых случаях назначают своим пациентам таблетки (например, при выраженном воспалении тканей полости рта).
Если лечение происходит в стационаре, то врач видит, какие лекарства получает пациент. Медицинские сестры вовремя разносят таблетки, делают уколы или ставят капельницы. Однако, если лечение амбулаторное, то после того, как доктор назначил больному один или несколько препаратов, последний отправляется в аптеку с целью их приобрести. Иногда в результате определенных ошибок фармацевтов или провизоров он получает не то, чем его планировал лечить врач, и лечебный процесс нарушается. Какими же бывают эти ошибки, как их вовремя заподозрить и что делать, если это произошло? Подробности выясняет MedAboutMe.
Активное консультирование клиентов аптеки
В настоящее время во многих регионах нашей страны доступность первичной медицинской помощи остается очень плохой. Попасть к участковому врачу не так-то и просто. Не у всех есть силы и желание штурмовать кабинет доктора или окошко регистратуры ранним утром. Если человек действительно болен и слаб, ему гораздо проще подойти в ближайшую аптеку и попросить фармацевта подобрать для него лекарство. В этой проблеме не виноваты ни врачи, ни фармацевты, ни сами пациенты, так как это – результат недоработок в нашей системе здравоохранения.
В результате фармацевт советует те лекарства, которые, как он считает, помогут больному. Возможно, он действует от чистого сердца и искренне хочет помочь, ведь эти специалисты имеют медицинское образование, знакомы с различными заболеваниями и методами терапии. Однако, назначать лечение без осмотра, подробного сбора жалоб, изучения истории болезни, базового набора анализов и обследований нельзя. Это может привести к серьезным проблемам.
Например, приходит больной в аптеку, говорит, что его беспокоят отеки на ногах и просит помочь подобрать лекарство. Причин для появления этого симптома очень много и диагноз можно поставить только после полного обследования. Однако фармацевт считает, что эти отеки вызваны варикозной болезнью и рекомендует ему препараты из группы флеботоников. А в действительности, больной страдает от тяжелой сердечной недостаточности, и отсутствие правильного лечения приводит к резкому ухудшению состояния.
Аналогичная ситуация складывается в период эпидемии простудных болезней. Очень часто можно услышать в аптеке: «Дайте мне лекарство от температуры», «Посоветуйте что-нибудь от кашля и боли в горле». Фармацевт предлагает купить наиболее популярные лекарства в надежде, что у больного действительно банальное ОРВИ и беспокоиться не о чем. В то же время под маской простудных болезней могут скрываться более серьезные недуги: ангина, воспаление легких, гайморит и др. Отсутствие правильного лечения может привести человека на больничную койку.
Что делать? Не консультироваться у фармацевтов. Лечение может назначать только врач. Фармацевт не несет ответственности за здоровье своих клиентов и в случае неудачи виноват будет исключительно больной.
Ошибки при прочтении рецепта
Эта ошибка связана не только с невнимательностью работника аптеки. Всем известно, что почерки врачей — одни из самых неразборчивых. Отсутствие достаточного времени на осмотр пациента и выписку ему рекомендаций заставляет их писать очень быстро и далеко не всегда понятно.
Названия некоторых лекарств очень похожи, и иногда фармацевты не могут правильно разобрать их название. В результате по ошибке они продают не тот препарат, который рекомендует врач. Например, лекарства, применяемые в кардиологии – Престариум и Предуктал. Первый применяется для лечения гипертонической болезни, а второй — для улучшения кровообращения сердечной мышцы, то есть, заменять один препарат другим категорически нельзя, а это случается достаточно часто. Аналогичная ситуация и с другими лекарствами: антибиотики Амоксициллин, Амоксиклав и Ампициллин, психоактивные препараты Фенозепам, Фенибут и Фенобарбитал и т. д. Примеров лекарств с похожими названиями очень много.
Эта проблема достаточно распространенная и грамотным ее решением является выписка рецептов, напечатанных на принтере. В таком случае название лекарства написано четко и ошибка, связанная с подменой его на другой в аптеке исключена. Однако чаще всего врачи печатают рецепты на лекарства, относящиеся к категории льготных и те, что относятся к рецептурному списку. Во всех остальных случаях (а их подавляющее большинство) пациенты все так же получают от врача рекомендации, написанные от руки на обычном листе бумаги.
Что делать пациенту? В случае, если доктор дает письменные рекомендации, попросите его при вас прочитать название лекарства и постарайтесь его запомнить. Если фармацевт в аптеке не может понять, какой же препарат рекомендует доктор, не стоит брать его «наугад»: подойдите к врачу еще раз и повторно уточните название.
Ошибки в дозировке или форме лекарства
Доза препарата — это не менее важная деталь терапии, как и название самого лекарства. Иногда может случиться такая ситуация: в аптеке отсутствует необходимая дозировка и фармацевт выбирает другую, не оповестив об этом больного. Например, пациенту необходимо лечение препаратом Эналаприл в дозе 10 мг 2 раза в день. В аптеке есть только таблетки с содержанием 5 мг действующего вещества. Фармацевт продает больному это лекарство, не сделав акцент на том, что ему необходимо принимать не одну, а две таблетки на один прием, чтобы лечение было правильным. В итоге уровень давления из-за неполной терапии повышается, и у больного возникает риск развития гипертонического криза или инсульта.
Такая ситуация очень распространена и ошибки могут привести к серьезным последствиям. Это особенно важно, если идет речь о лечении заболеваний, при которых терапевтический эффект сильно зависит именно от дозы лекарства: ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, гипотиреоз и др.
Аналогичные ошибки могут случиться тогда, когда фармацевт путает форму лекарства, выписанную больному врачом. Например, вместо таблеток продает растворы для инъекций или сироп для приема внутрь. Различные формы одного и того же лекарства предназначены для лечения разных болезней и врач всегда это учитывает.
Что делать больному? После того, как он получит рецепт на лекарство, он должен в устной форме уточнить у доктора, какая доза и лекарственная форма препарата необходима. В аптеке необходимо четко сказать об этом фармацевту.
Ошибки фармацевтов — не менее серьезные, чем врачебные. Иногда они могут стоит человеку здоровья и даже жизни. Поэтому визит в аптеку не должен быть таким же, как посещение овощного или обувного магазина. Четко и внятно объясните аптечному сотруднику, какое лекарство и в какой дозировке вам необходимо. Помните, что только вы несете ответственность за свое здоровье.