Многим из нас в детстве говорили: «Не смотри в чужую тарелку, это неприлично!» Современный мир диктует иные правила. Теперь смотреть в чужую тарелку не только можно, но порой это поощряется — в специализированных видеоблогах. Обеды на камеру называют корейским словом мукбанг. Что это такое и почему люди готовы платить за это деньги, рассказываем в статье MedAboutMe.
Как появился мукбанг
Мукбанг (другое название — мокпан) — это видеотрансляции, в ходе которых ведущий много и с удовольствием ест на камеру. Ведущий называется биджей, а ест он так смачно, что психологи называют мукбанг гастрономическим вуайеризмом. И это не просто ужин в режиме онлайн, а полноценный сеанс обжорства — порции в этом шоу не отличаются скромностью.
Гастрономическое шоу имеет свои каноны:
- Биджей должен есть с удовольствием, смакуя каждый кусочек, позволяя инстинктам брать верх. Блогеры чавкают на камеру, облизывают пальцы, хрустят корочками и берут еду руками.
- Биджей должен есть много. Порции супа или тарелки спагетти будет недостаточно. Мукбанг — это настоящий праздник живота. Биджей за один раз съедает на камеру 5-6 полноценных порций, рассчитанных на здоровых людей немаленькой комплекции.
- Биджей должен снимать красиво. Блогеры ищут все новые подходы к съемкам — например, показывают еду крупным планом или используют спецэффекты. К тому же еда должна быть красиво сервирована.
- Биджей должен есть интересно. Даже гигантские порции рамена каждый день быстро надоедают. Публика хочет зрелища — и блогерам приходится изощряться. Известны случаи, когда биджеи ели на камеру живых насекомых, целого крокодила или отвратительного вида моллюсков.
Мукбанг зародился в Корее. В этой стране не принято есть в одиночестве. Культура совместного приема пищи впитывается с раннего детства. Корейские школьники во что бы то ни стало стараются найти компанию на обед в перерывах между уроками. Есть в одиночку — неприлично. Если ты ешь один — значит, с тобой что-то не так.
Эта культура переносится и в дальнейшую жизнь. В офисах принято есть вместе. Если коллеги заняты — лучше потерпеть, но не идти одному в столовую. Во многих кафе даже делают специальные столики для тех, кто пришел в одиночестве — с зеркалом, чтобы есть перед своим отражением. Одинокие люди считаются глубоко несчастными во многом именно потому, что им не с кем разделить трапезу.
Изначально мукбанг — это видеотрансляции находчивой молодежи. Молодые люди, приезжающие на учебу и работу в большие города, снимали жилье в многоэтажках — и зачастую оказывались в изоляции. Привыкшие к семейным обедам и ужинам, они не могли есть в одиночестве — и стали снимать трапезу на камеру, а затем выкладывать видео на YouTube. Новое веяние быстро обрело популярность — оказалось, в Корее множество одиноких людей, которые хотели бы разделить свои обеды с кем-то хотя бы в виртуальной реальности.
Гастрономический вуайеризм стал быстро набирать обороты. Сегодня на камеру едят не только корейские блогеры. Первыми идею подхватили азиатские страны — Китай и Япония, затем волна докатилась до США и стран Европы. В России тоже много биджеев — и некоторые из них известны далеко за пределами страны.
Зачем люди едят на камеру
Мукбанг — это не только возможность разделить прием пищи с виртуальными друзьями, но и неплохо на этом заработать. Например, на одной корейской видеоплатформе биджеи активно общаются со зрителями и просят голосовать виртуальной валютой за понравившееся видео. Одна виртуальная валюта при конвертации в реальную дает около 100 вон. Часть денег забирает видеохостинг, биджей получает около 60-70%.
Раскрученные блогеры могут неплохо зарабатывать, показывая процесс поглощения пищи. Кроме участия в конкурсе, биджеи могут собирать донаты (пожертвования на раскрутку блога), а также запускать оплачиваемую рекламу на своем канале. Доходы у блогеров различны — все зависит от популярности. Пока лидерство уверенно держит корейский биджей Zach Choi с доходом $ 3,6 млн в год.
Зачем люди смотрят, как другие едят
Психологи заинтересовались, почему людям так интересно наблюдать процесс поглощения пищи, и они провели ряд исследований и экспериментов. Оказалось, что при просмотре мукбанга человек получает множество приятных эмоций, сравнимых с ощущением мурашек по коже. Причем чем более вкусно и ярко ест блогер — тем больше впечатлений получает его аудитория.
Видеоролики, конечно же, не могут обеспечить тактильные ощущения, но создают полноценный эффект присутствия за счет триггеров. Крупный план, тщательно выверенное сочетание цветов, грамотная раскладка пищи, демонстрация ее текстуры привлекают внимание зрителя, а звук поглощения пищи создает ощущение причастности. Просто представьте, как на ваших глазах белую лапшу покрывают ярко-красным пряным соусом, добавляют зеленые листья овощей, оранжевое и даже на видео кажущееся острым кимчи, а рядом кладут кусочки ароматной, горячей, еще дымящейся свинины… Сразу захотелось перекусить, не так ли?
Ряд исследователей феномена мукбанга отмечает также наличие связи между увлечением подобными видеороликами и нарушениями пищевого поведения. Об этом сообщают, например, американские авторы, опубликовавшие статью в 2023 году в журнале Eating Disorders.
Сколько может съесть биджей
Длительность видеоролика и, соответственно, количество поглощаемой еды может быть различным. Например, вот что съедает в течение одного 17-минутного ролика одна из популярных биджей:
- Кимпаб — большая порция риса с ветчиной, кимчи, моцареллой. Блюдо заворачивается в лист нори.
- Роллы из лапши и моркови, также обернутые в нори.
- Три окорочка жареного цыпленка.
- Королевские креветки, обжаренные в кляре.
- Перец.
- Соусы.
Объем пищи, которую съедает биджей, соответствует 3-4 порциям для среднестатистического взрослого человека.
Почему биджей ест и не толстеет
Биджеи едят очень много. В среднем обед на видео составляет до 10 000 калорий. Юка Киносита, популярный блогер из Японии, поставила рекорд — съела 23 000 калорий за один раз. Это была большая порция рамена, угорь с рисом и различные салаты.
Посетители мукбанг-блогов задаются вопросом: как биджеи столько едят и остаются в нормальном весе?
Во-первых, не все — и многие любители поесть на камеру действительно набирают лишний вес. Например, американский биджей Никокадо Авокадо весит более 200 килограмм — и весь этот вес набран в процесс увлечения мукбангом.
Во-вторых, среди биджеев много азиатов, а у них другой метаболизм. Они действительно набирают вес медленнее, чем европейцы. Если обратить внимание на российских и американских блогеров, то они выглядят значительно упитаннее, чем корейцы и японцы.
В-третьих, многое зависит от того, что ест биджей. Так, уже упоминавшийся американец Никокадо Авокадо предпочитает фастфуд: картофель фри, пиццу, бургеры. А кореянка BJ Sulgi выбирает национальную кухню, где мало хлеба и выпечки, зато много овощей и риса.
В-четвертых, биджеи едят на камеру не каждый день. Они тщательно готовятся к «выступлению» и часто сидят на строгой диете между записями видео. И конечно же, сжигают набранные килограммы на тренировках в фитнес-зале. В этом смысле биджеи ничем не отличаются от обычных людей, решивших побаловать себя большой порцией вредной, но вкусной еды.
Использованы фотоматериалы Shutterstock