День российской анимации: лучшие мультфильмы для детей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

8 апреля российские мультипликаторы отмечают свой профессиональный праздник. И вместе с ними — все дети и родители. MedAboutMe предлагает побеседовать о мультфильмах для детей.

От истоков до наших дней

От истоков до наших дней

8 апреля (26 марта по старому стилю) был выбран для празднования Дня российской анимации не случайно. Именно в этот день более ста лет назад, в 1912 году, состоялась премьера первого российского мультфильма.

Автором революционной по тем временам анимационной картины был человек, далекий от кинематографии: биолог Владислав Старевич. А героями фильма под романтическим названием «Прекрасная Люканида» стали жуки-рогачи, изображавшие средневековых рыцарей.

Фильм пользовался бешеным успехом. Зрители, никогда ранее не видевшие ничего подобного, были уверены: автор непостижимым образом сумел выдрессировать живых насекомых так, что они выполняют совершенно несвойственные им действия. На самом деле все было совершенно не так, разумеется. Биологу пришлось особым образом препарировать жуков, чтобы они могли стать моделями анимационного кино.

Впоследствии Старевич снял в аналогичной технике еще несколько лент, а затем создал уникальный фильм «Ночь перед Рождеством», в котором актерская игра совмещалась с кукольной анимацией.

После революции Старевич покинул Россию, и более чем на десятилетие развитие отечественной анимации приостановилось.

Старевич считался родоначальником русской мультипликации почти столетие. Но в 2009 году киновед В. Бочаров сделал открытие: разбирая архивы балетмейстера Мариинского театра Александра Ширяева, он нашел несколько кукольных мультфильмов, созданных раньше, чем ленты Старевича. Просто они так и остались неизвестными для зрителей.

Советская анимация начиналась не с детских, а с агитационных лент. И только в середине 30-х годов решением правительства была создана студия «Союздетмультфильм», руководителем которой стал Александр Птушко. После знакомства с мультфильмами студии Диснея отечественные мультипликаторы постарались превзойти зарубежных конкурентов, и результатом стали прекрасные по мастерству исполнения мультфильмы, созданные в 1945-1960 годах.

В 60-х годах реалистичность вышла из моды, уступив место карикатуре и разнообразным, очень часто весьма удачным экспериментам в области анимации. Бабушки, дедушки и родители сегодняшних детей выросли именно на этих мультиках — добрых, веселых, воспитывающих лучшие человеческие качества.

Есть с чем поздравить российских аниматоров 8 апреля, и большинство из нас с этим согласится. Скоро выходит в прокат ожидаемый российский мультфильм Урфин Джюс и его деревянные солдаты — на просмотр можно будет отправиться всей семьей.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Детская психика: как влияют мультфильмы на развитие ребёнка

Детская психика: как влияют мультфильмы на развитие ребёнка

Когда-то давно, когда нынешние бабушки были еще маленькими, мультики можно было посмотреть только по телевизору, и только в определенное время. Вся ребятня бросала игры и неслась к ближайшему телику, чтобы на 15-20 минут погрузиться в волшебный мир мультипликации.

Теперь все иначе: ребёнок может смотреть мультики хоть целый день, если его родители запасутся соответствующей видео-коллекцией. Хоть на телевизоре, хоть на компьютере, хоть на планшете можно часами показывать малышу любимые ленты. Но стоит ли это делать?

Детские психологи единодушны: не стоит! Более того: до 3 лет смотреть мультики вообще вредно. У малышей первых трех лет жизни еще не развита в достаточной степени способность восприятия. Ребёнок не воспринимает содержания анимационной ленты, для него это всего лишь мелькающие картинки. Эксперты психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек считают даже, что раннее, до 2 лет, приобщение к миру мультипликации может вызвать необратимые изменения в детской психике. Ребёнку этого возраста гораздо полезнее играть с настоящими игрушками и другими детьми, общаться со взрослыми, познавать реальный мир, а не условную вселенную анимации.

Ребёнок не способен разделить реальность и сказку, показываемую на экране. Он верит всему, что видит. И если герой мультика становится тонким, чтобы просочиться через узкую щель, или собирается из осколков в первоначальный вид — у малыша формируются ошибочные представления о мире вещей и их свойств.

Как сделать мультики частью воспитания детей: советы родителям

Как сделать мультики частью воспитания детей: советы родителям
  • Не перепоручайте воспитание ваших детей экрану с мультиками. Время просмотра мультфильмов должно быть строго ограничено. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Тщательно отбирайте мультфильмы, которые будет смотреть ваш ребёнок. Они должны подходить по возрасту, нести в себе воспитательный момент и способствовать развитию ребёнка.

Например, следует избегать мультиков, в которых действие развивается слишком быстро, эпизоды стремительно сменяются. Малыш не успевает уловить нить сюжета и не усваивает содержание. Кстати, много претензий у детских психологов к очень популярным у детей мультикам: Человек-Паук, Винкс, Бен Тен.

Нежелательны мультфильмы, в которых много агрессии, драк и войн. Главный герой должен нести позитив, потому что дети подражают любимым персонажам и перенимают их поведение.

  • Мультфильм должен быть хорошо озвучен, а персонажи должны говорить выразительно и правильно.
  • Лучшее время для сеанса мультипликации — первая половина дня. Перед сном если и давать малышу смотреть мультики, то только спокойные, не слишком яркие, позитивные.
  • Не используйте мультики как палочку-выручалочку на все случаи жизни. Никакие, даже самые лучшие анимационные ленты, не заменят ребёнку общения с вами, с бабушками и дедушками, со сверстниками, не заменят развивающих игр и занятий.

Разумный, взвешенный подход к просмотру мультфильмов может превратить анимационные ленты из бездумного развлечения в одно из средств воспитания детей.

Куда сходить с ребёнком в День российской анимации

Куда сходить с ребёнком в День российской анимации

Посещение любого кинотеатра, в котором есть дневные показы анимационных фильмов, станет приятным и полезным времяпровождением и для родителей, и для детей.

Москвичам ответить на вопрос, куда сходить с ребёнком, проще всего: на территории ВДНХ, в павильоне №84 работает Музей анимации. По выходным его можно посетить с 11 до 19 часов, участие в экскурсии включает в себя не только услуги экскурсовода, но и мастер-класс по анимации.

9 апреля можно включить в планы посещение Детского кинолектория в кинотеатре «Пионер». Известные мультипликаторы, режиссеры и актеры будут рассказывать маленьким любителям мультиков об анимации. В программу входит также показ фильмов, включенных в детскую программу III Фестиваля анимации. Начинается программа в 11-30.

Кроме анимированных персонажей можно полюбоваться еще и на милейших живых зверушек: в «Амбер-Плаза» 8 апреля пройдет выставка мелких домашних питомцев, самыми крупными из которых будут шиншиллы и кошки. Замечательная возможность получить урок доброты, тем более, что вход на выставку свободный.

Матушкина Наталья, педагог-психолог, Центр Игры и игрушки МГППУ, Москвы

До 2 лет ребёнку лучше вообще не смотреть никаких мультфильмов. Содержание он воспринимать еще не способен, поэтому гораздо полезнее играть с игрушками, осваиваясь в реальном мире.

Да и в более старшем возрасте родителям лучше не оставлять ребёнка один на один с экраном. Мама и папа должны давать пояснения по происходящему в мультфильме, предлагать обсуждение героев ленты, задавать вопросы, побуждающие малыша рассуждать и делать выводы. И не забывать об ограничении времени просмотра. Для детей в возрасте 3-4 лет достаточно 30-40 минут в день.

Мы рекомендуем выбирать для детей старые мультфильмы, с качественной, реалистичной анимацией, позитивным содержанием.

Читайте также

Мультфильмы для детей: что посмотреть с ребенком?
Просмотр мультфильмов для детей влияет на мировоззрение и детскую психику. Как правильно выбрать интересные мультфильмы для детей среди советских и зарубежных?
Сколько, зачем и какие: эксперты о плюсах мультфильмов и их количестве
Достаточно хороший родитель: как разрешать просмотр, чтобы мультики шли на пользу.
Мультфильмы для детей: сколько, как и что смотреть
Мультфильмы ассоциируются со счастливым детством. Яркие картинки, любимые герои, веселые песни, но все ли мультики полезны для детей?
«Синдром восьмиклассника»: что с моим ребенком?
Странное поведение, появление «магических» способностей у подростка, желание подражать супергероям – особенность возраста или заболевание?
Мультфильмы для детей – польза или вред?
Детские мультфильмы: когда, сколько и зачем?
Какие выбрать мультики для детей?
Мультфильмы прочно вошли в нашу жизнь и процесс воспитания детей. Однако к их выбору следует подходить очень избирательно. Какие же мультфильмы полезны для развития детей?
Опубликовано 07.04.2017 13:09, обновлено 17.04.2020 18:54
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.