29.12.2020 523

Сколько, зачем и какие: эксперты о плюсах мультфильмов и их количестве

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Можно сколько угодно зарекаться, что ваш будущий ребенок не будет смотреть мультики до трех (четырех, пяти) лет, но реальность все меняет. Особенно в праздничные дни. Не у всех взрослых найдутся силы и желание развлекать детей круглосуточно только полезными вещами. Да и если нам можно смотреть новогодние фильмы, почему б детям не разрешить побольше «зимних сказок»?

Чтобы совесть не мучила за просмотры мультиков сверх лимитов (а также чтобы знать наконец точно границы дозволенного), MedAboutMe подготовил данные от экспертов и аргументы «за» и «против».

Чем хороши мультфильмы?

Чем хороши мультфильмы?

Аргументы «за» помогают нам примириться с мультфильмами не только потому, что они дают свободное время для родителей. Их также можно использовать для самооправдания или в битвах с родственниками. В конце концов, эксперты мультики вполне одобряют. И вот почему.

  • Мультфильмы смешат

А смех – это полезно. Он вызывает химические изменения в организме, снижающие влияние стресса и повышающие устойчивость к боли. Британские ученые сейчас исследуют влияние улыбки (даже вымученной) в моменты уколов вакцин – и это, похоже, работает.

  • Мультики обучают

Даже если это надоедливая песня «Я – рюкзак»: как еще оторванный от туризма городской ребенок запомнит это слово? Не говоря уже об изучении форм, чисел, цвета, истории и искусствах, иностранных языках и особенностях отношений и морали.

  • Влияют на когнитивное развитие

Мультфильмы помогают развивать логику и внимание, способность выстраивать рассуждения, улучшают визуальное и слуховое восприятие.

  • Увеличивают словарный запас и развивают язык

Ну это все родители знают. Хотя порой недооценивают: а в мультиках ребенок слышит немало слов, которые в быту не появляются. Так пополняется запас слов, активный и пассивный словарь.

Чем плохи мультики?

Собственно, все претензии экспертов тут не к самим мультфильмам как виду искусства, а к отдельным их представителям. Причем нередко – самым популярным. Например:

  • «Том и Джерри» (реже критикуют «Ну, погоди!») и ему подобные любимые шедевры – образцы поощрения насилия. Сколько бы тяжелых предметов, ударов и катастроф не сваливалось на героев, они встряхиваются и скачут себе дальше. Считается, что это способствует формированию неправильной картины мира у ребенка – когда в жизни все происходит также безболезненно, а значит, можно всех лупить – это так смешно!
  • Еще один яркий негативный момент: есть мультики, которые прямо-таки учат непослушанию и отсутствию эмпатии. При этом главный неслух остается положительным героем, как вредная девочка из «Маши и медведя». Если дети постарше уже могут отличать добро от зла, то малыши охотно берут с нее и ей подобным пример.

Отличные варианты мультфильмов, где есть и смешные, и сказочные компоненты, а на положительных героев можно спокойно равняться: про медвежонка Паддингтона, практически все от студии Гибли режиссера Миядзаки (для малышей отлично подойдут «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе»), серии про Ивана Царевича и богатырей от студии «Мельница» и масса старых советских и российских мультиков.

А также (простите) «Даша-следопыт», «Смешарики» и «Фиксики», у них с положительными примерами и эмпатией все в порядке!

Ограничиваем просмотр: сколько можно смотреть?

Ограничиваем просмотр: сколько можно смотреть?

Всемирная организация здравоохранения рекомендует ограничивать экранное время для детей даже в том случае, если вы показываете исключительно «Колыбельные мира» (еще один отличный вариант, особенно для вечера). Эксперты ВОЗ переживают из-за малоподвижного образа жизни: до пяти лет детям нужно как можно больше физической активности без сидения на диване, в коляске, кресле.

ВОЗ рекомендует:

  • В возрасте до года бодрствующему ребенку не проводить больше 60 минут подряд в закрытом пространстве – детском кресле, манеже, кроватке. И, конечно, без просмотра чего-либо. Лучший стимул для развития в этот период – общение со взрослыми и исследование пространства.
  • С года до четырех те же рамки – не более часа ограничения двигательной активности подряд. Даже если ребенок сам настаивает, что еще не все досмотрел. А смотреть на экран можно не дольше часа в день в целом, а лучше меньше.

С пяти лет ВОЗ не дает четких границ, но советует чередовать активность: после часа за уроками – выйти погулять или залезть на спортивный комплекс (подмести пол, попрыгать под музыку).

По мнению доктора Комаровского, ограничения ВОЗ вполне разумны и должны поддерживаться родителями. Но не надо паниковать, если порой эти правила нарушаются – как в праздники или при поездках в гости. От нечастых нарушений зрение не упадет и характер не испортится, а вот скандалы могут подпортить ситуацию.

Офтальмологи кроме малоподвижного образа жизни указывают на еще одну опасность: снижение остроты зрения у детей. Чем больше гаджетов в жизни ребенка, тем она ниже. Хотя тут вина не только мультфильмов: даже время в помещении за учебниками или пластилином влияет на глаза.

Важно!

Американская академия офтальмологии приводит результаты исследования: чем больше дети проводят времени дома, особенно в раннем возрасте, тем выше риски развития близорукости. Прогулки – способ избежать или замедлить прогрессирование миопии.

Канадские ученые утверждают, что дошкольники с «экранным досугом» более двух часов в сутки в восемь раз чаще страдают синдромом дефицита внимания.

Китайские исследователи изучили здоровье старших школьников. Как выяснилось, экранное время у подростков коррелирует с нездоровыми паттернами поведения и отклонениями в психоэмоциональном состоянии. И в целом ух