Дети без высокой потребности в общении

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Принято считать, что с определенного возраста нормальные дети должны стремиться находить друзей на детской площадке, в садике или на развивающих занятиях. Общение считается естественной потребностью маленького ребёнка, а необщительность настораживает и пугает родителей, которые заинтересованы в его социальной успешности. Умение общаться в детстве и отрочестве считается залогом популярности, а популярность способна притягивать людей. Но пониженная потребность в общении не является отклонением в развитии. Так же, как и взрослые, дети имеют право выбирать тех, с кем им интересно общаться.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему необщительность детей беспокоит взрослых?

Почему необщительность детей беспокоит взрослых?

Малообщительный ребёнок вызывает у взрослых недоумение. Даже не самые близкие люди, видя его погруженность в собственные мысли, пытаются растормошить, предлагают поиграть с другими детьми. Но эти попытки вызывают у ребёнка раздражение. Родители часто выражают беспокойство по поводу готовности ребёнка к жизни в обществе, и даже подозревают наличие психического расстройства.

Неспешные, медлительные и сосредоточенные на своем внутреннем мире дети действительно могут иметь проблемы во взаимодействии с коллективом. Не все сверстники способны понять и оценить их внутренний мир и часто считают их «себе на уме», высокомерными и странными. Довольно часто малообщительный ребёнок становится жертвой буллинга, что еще больше отдаляет его от сверстников.

Несмотря на то, что более низкая потребность в общении не является психическим отклонениям, родителям малообщительного ребёнка необходимо привить им навыки взаимодействия со сверстниками. Дружба нужна каждому человеку, чтобы открыть для себя мир других людей и больше узнать об отношениях между ними.

Преимущества дружбы с малообщительным ребёнком

Родители малообщительных детей больше всего опасаются, что они будут изгоями в обществе, поскольку имеют собственное мнение по многим вопросам и чаще задумываются о природе вещей и явлений. Но в этом есть и свои преимущества — сосредоточенный человек, имеющий собственное мнение по многим вопросам, меньше поддается чужому влиянию и мнению окружающих.

Малообщительный ребёнок больше уделяет внимание учебе и деталям. Он склонен замечать то, что не замечают более активные сверстники, лучше усваивать информацию и более вдумчиво погружаться в чтение. С ним можно обсудить содержание прочитанной книги или просмотренного фильма. А вот общение со сверстниками чаще отходит на второй план.

Не каждый ребёнок любит гулять на улице или играть в подвижные игры. Часто дошкольник или подросток с пониженной потребностью в контактах со сверстниками считается медлительным и замкнутым. Но на самом деле ему нужно время, чтобы выработать правильную реакцию на событие или найти правильное решение задачи. Он часто имеет в классе репутацию «ботаника», знающего больше одноклассников.

Дружба с малообщительным ребёнком приносит немало позитивных моментов ему самому и его другу. Друг получает доступ к его богатому внутреннему миру, к тому же малообщительные, как правило, интересные собеседники. Если ребёнок имеет творческие способности — к рисованию, написанию стихов или рассказов, различным видам рукоделия, то многим может быть интересно с ним общаться. Малообщительный ребёнок ценит содержательную беседу и способен на верную дружбу. Во многих случаях он обладает высоким эмоциональным интеллектом и бывает мудрым не по годам. И со временем находятся люди, которые способны оценить эти качества.

Почему ребёнок имеет право на общение с теми, кто ему интересен?

Почему ребёнок имеет право на общение с теми, кто ему интересен?

По мнению некоторых взрослых, контакт со сверстниками является естественной потребностью ребёнка. Но так происходит не всегда. Сами взрослые вправе выбирать людей, с которыми интересно общаться, а ребёнок или подросток проводит много времени в школе, где часто одноклассников не объединяет ничего, кроме общей даты рождения. Поэтому малообщительным школьникам бывает сложно найти друзей.

Хорошим способом найти друзей может стать кружок по интересам, спортивная или музыкальная школа. Если группа объединена общим делом, то вероятность найти единомышленников гораздо больше, чем в классе. В кругу людей, объединенных общим делом, ребёнок получает возможность раскрыть свои таланты и встретить тех, кто разделяет его интересы.

Малообщительный ребёнок может быть даже удобен взрослым. Он не требует, чтобы его постоянно развлекали — а сегодня это редкое явление.  Ему вполне комфортно одному. Но некоторые взрослые оценивают малообщительных малышей или подростков исключительно негативно, поскольку им кажется, что они не добьются успеха в жизни. Примеры успешных творческих людей — ученых, писателей, художников или программистов опровергают эти опасения.

Малообщительным людям необходимо личное пространство, где они размышляют и творят. Возможность побыть в одиночестве дает им необходимый ресурс, благодаря которому они будут чувствовать себя комфортно и смогут эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Родителям не следует настаивать на том, чтобы ребёнок с пониженной потребностью в общении непременно включался в шумную и подвижную игру. Если ему интересно, он разберется в ней и с удовольствием примет участие. Учителю необходимо быть в курсе особенностей мышления такого ученика и ни в коем случае не навешивать ему ярлык «тугодума».

Сверстники и взрослые не всегда понимают медлительных и малообщительных людей. Но каждый человек имеет свой уровень психического развития и эмоционального интеллекта.  Потребности в контактах с другими людьми у всех разные — кто-то находит удовольствие в шумных вечеринках и публичных выступлениях, а кому-то достаточно 1-2 близких друзей или тихих вечеров с книгой, картинами или музыкой. Навязывание чужого мнения и давление извне негативно отражаются на психике малообщительного ребёнка.

Задача значимых взрослых, в том числе, родителей и педагогов — понять тех, кому требуется больше времени на выполнение задач, предоставить им больше личного пространства и принять тот факт, что у них есть богатый внутренний мир, который отличает их от остальных.

Читайте также

Лечение сахарного диабета 1 типа
Постоянные инъекции инсулина – это единственный на сегодняшний день способ лечения сахарного диабета 1 типа. Зачем это нужно?
Углеводное окно после тренировки: закрывать или нет?
Время после тренировки называется углеводным окном, и его необходимо «закрыть» особым образом. Что можно съесть после занятия в спортзале?
Ночные пробуждения детей: когда родителям следует беспокоиться
Чтобы справиться с ночными пробуждениями детей, взрослым, прежде всего, следует понять причину явления.
Для чего нужен белок в детском питании?
Роль белка в питании ребенка. Какие бывают аминокислоты? Для чего они нужны?
Рахит и компания: поражения костей, тревоги родителей
Одной из специфических обменных патологий является рахит, но кроме него встречаются еще и сходные по проявлениям патологии.
Лайфхаки школьной жизни для ребенка
Может ли ребенок ходить в школу с удовольствием? Да, если следовать данным рекомендациям.
Опубликовано 25.12.2018 12:56, обновлено 17.04.2020 18:20
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.