Еще пару лет назад лучшим занятием для китайского школьника в каникулы была учеба — дополнительное образование занимало и занимает все свободное время детей. Но сегодня учебник в руках у ребёнка — не единственный спутник лета. Все больше родителей отправляют детей в клиники пластической хирургии. Приятная (читай — европейская) внешность стала конкурировать с образованием. Круглые глазки, узкий нос, высокий рост — и сразу открывается множество возможностей и в компаниях, и в семейной жизни. MedAboutMe рассказывает о специфике жизни в Китае и моде на детскую «пластику».
Визит к пластическому хирургу — лучший подарок
В России ребёнка в кабинете пластического хирурга можно встретить нечасто. Хотя направление медицины существует и развивается, однако оно в абсолютном большинстве — чисто медицинское, нацелено на здоровье, а не красоту.
Детям исправляют пороки развития, корректируют последствия травм, да и то стараются подождать с операцией, если особенности не значительно влияют на организм. Единственный условно приемлемый вариант эстетической пластики у детей — коррекция формы ушей. Если малыш особенно лопоух, а родители особенно тревожны к возможным дразнилкам, то изменить форму ушного хряща врач может в возрасте 7-8 лет. Со всем остальным отправят ждать возраста, когда ткани полностью сформируются, то есть лет до 18 как минимум. А что в Китае?
Самые востребованные пластические операции для детей в Китае — изменение формы глаз и пластика носа. Дальше — пластика скул, губ. Татуаж бровей и линии ресниц за коррекцию внешности не считается, его детям делают в косметических салонах.
Тем, кто постарше, могут и увеличить рост: кости ног ломают и «вытягивают», наращивая костную ткань. Процедура длительная, болезненная и далеко не всегда успешная. Однако ради дополнительных 8-10 сантиметров роста китайцы готовы расплачиваться как деньгами, так и здоровьем.
Для пластической операции необходимо только согласие родителей, и редкие хирурги отказываются от несовершеннолетних пациентов. Согласия у малолетнего клиента никто не спрашивает. Китайский менталитет подразумевает полное подчинение ребёнка воле родителей. Взрослые сказали: нужна операция, ребёнок ложится под скальпель. Более того, все это становится «лучшим подарком» малышу — ведь с иной внешностью у него будет обеспеченное и счастливое будущее.
Оправданы ли такие жертвы?
«Пластика — в 7, ванхун — в 14, содержанка — в 20», такая шутка распространена в китайских блогах. И она хотя и с сарказмом, но довольно точно отражает «карьерный рост» прооперированного ребёнка в глазах родителей. «Содержанка» — необязательный этап карьеры, но удачное замужество или приличная должность в компании благодаря новой внешности подразумеваются сами собой. Ну а юным ванхуном стать не просто почетно, но и очень, очень прибыльно.
Ванхун — так называют в Китае популярных блогеров. В видеороликах и постах они вещают на самые разнообразные темы — от макияжа, одежды и кулинарных рецептов до научных открытий и способов приготовления еды в условиях офиса.
Доходы ванхунов могут превышать даже прибыль солидных медиа-компаний: все строится на рекламе и продакт-плейсменте. Так, во время «черной пятницы» 2018 среди 10 интернет-магазинов, получивших в Китае наибольшую прибыль, 4 принадлежали ванхунам.
Успешные ванхуны не работают в одиночку, за каждым — компания, разрабатывающая темы, тексты, съемки, изучающая аудиторию. Чаще всего сначала создается образ и направление, а к нему уже подбирают «лицо» блога, самого ванхуна. Есть, однако, и успешные одиночки. Самый близкий российский пример подобного явления — российский блогер Илья Варламов.
В бизнесе ванхунов зарабатываются немалые деньги: доходы самого ведущего блогера и его команды могут достигать 150 миллионов долларов в год. И да, привлекательная внешность — обязательное условие популярности. Понятно, что родители, да и сами дети мечтают о судьбе селебрити.
Но не только призрачная возможность стать ванхуном приводит семьи в кабинеты пластической хирургии. Хотя в интернете большинство китайцев коррекцию внешности несовершеннолетних осуждают, но стоит учитывать: обсуждают это явление в основном жители мегаполисов. А те, кто проживает в городах поменьше и ежедневно на экранах смартфонов видит «европеизированные» лица, подправленные программами, в окружении роскоши, желают такой же судьбы и своим детям.
Многие считают необходимым разобраться с «природными недостатками», в частности — с ординарным веком без складки, характерным для китайцев, еще до школы. «Сегодня внешность человека многое решает», — говорят они. «Если ребёнок красив, он нравится учителю, а значит, получает больше внимания, знаний и шансов быть успешным». Ну а в старшей школе операция на веках — норма для подростков обоего пола. Количество старшеклассников с естественным разрезом глаз исчезающе мало, а за успешную сдачу экзаменов в подарок от родителей можно получить операцию по коррекции носа. Все — ради успешной карьеры и счастливой семейной жизни.
Самый популярный образ, за которым сегодня приходят клиентки к пластическим хирургам Китая, — Иванка Трамп, дочь президента США. Она покорила китайцев во время официального визита в страну, ее имя сегодня — часть множества местных брендов и даже название одной клиники пластической хирургии. А белокурая дочка Иванки, прочитавшая стишок на китайском, — кумир маленьких девочек.
Можно считать, что все это — глупости, и каждый 15-й китаец, желающий изменить внешность, просто бежит за модой. Однако предпочтение внешних данных — совсем не шутки.
- В Хунань, провинции центрального Китая, еще пару лет назад были особые требования для соискателей в государственные учреждения: симметричная грудь. Хочешь стать государственным служащим — меняйся. Сегодня благодаря массовым протестам это требование официально отменено, но личные предпочтения остались.
- В объявлениях работодатели нередко указывают требования к внешности кандидата. Так, медсестра в Бюджинг, Современную Женскую клинику, должна быть выше 160 см, иметь светлую кожу, круглые глаза, узкий нос и скулы, что совершенно нехарактерно для большинства китайцев.
- «Морнинг пост», издание Южного Китая, сообщает: в стране появилась особая категория работников — «новые красивые». Даже при одинаковых резюме человек с измененной внешностью будет получать на 30% больше, чем его непрооперированный коллега.
Несколько лет назад интернет был взбудоражен историей развода и судебной претензии мужа к красавице жене: их дети оказались не такими красивыми, как родители. Возмущенный отец выяснил правду: внешность жены — результат пластических операций, а это по наследству не передается.
Печатные издания сообщали, что разгневанный муж отсудил у жены 120 тысяч долларов «за обман». И только недавно выяснилось, что история фейковая и построена на рекламной фотографии клиники пластической хирургии: красивые родители с тремя детишками с классическими китайскими глазами и носами. И слоган «Все, что вам будет нужно, — придумать, как объяснить это детям».
Хотя история оказалась придуманной, большинство охотно в нее поверили: привлекательность немало значит сегодня в Китае, и ее новые каноны далеки от естественной азиатской внешности. Многие уверены: чем вы красивее в новом понимании, тем быстрее найдете подходящего супруга и тем дольше продлится брак. И все эти доводы заставляют родителей отводить детей к пластическим хирургам в самом юном возрасте.
Опасности «ненастоящей красоты»
Совершенно понятно, что родители отводят детей в клиники из лучших побуждений: в сложившейся сегодня ситуации в Китае «торгуют лицом» в буквальном смысле. Хотя есть и официальное движение против. Например, в театральный вуз с прооперированным лицом или даже татуажем бровей не примут.
Лю Тяньчи, киноактриса и преподаватель Пекинской киноакадемии, поясняет, что хирургические вмешательства неизбежно нарушают работу мышц, итог — ощущение маски вместо лица, что препятствует актерской игре. А еще после однотипной «модной» пластики лицо теряет индивидуальность, изюминку. А актеру важна не внешняя привлекательность, а узнаваемость.
Во-первых, актер с хирургической коррекцией лица и тела — это плохой пример для подражания.
Во-вторых, даже состоявшиеся актеры после пластических операций чаще всего теряют подвижность мимических мышц.
В-третьих, большинство абитуриентов с пластикой — жертвы низкой квалификации хирургов. Операции проводятся на таком низком уровне, что их последствия сложно не заметить.
Недостаточная квалификация врачей — действительно проблема. Отрасль пластической хирургии растет в Китае такими темпами, что специалистов катастрофически не хватает, и каждый пятый клиент клиник недоволен результатами пластики.
В случае операций в детском возрасте вмешивается и физиология: ребёнок растет, растут хрящи, кости, мягкие ткани, изменяются пропорции головы. И хирургическое вмешательство, даже успешное, во время пубертата может стать тем пусковым механизмом, который изуродует несостоявшуюся звезду интернета, карьеру или шанс на семейное счастье.
Пластическая хирургия — прибыльная отрасль, и спрос рождает предложение. К сожалению, спрос на пластические операции в детском возрасте пока не снижается. Чтобы от погони за «ненастоящей красотой» уберечь хотя бы детей, необходим запрет оперативных вмешательств, иначе только подросшее поколение жертв пластической хирургии сможет повлиять на то, в каком возрасте и с какой целью дети будут попадать в операционные.
Несколько лет назад интернет был взбудоражен историей развода и судебной претензии мужа к красавице жене: их дети оказались не такими красивыми, как родители. Возмущенный отец выяснил правду: внешность жены — результат пластических операций, а это по наследству не передается.
Печатные издания сообщали, что разгневанный муж отсудил у жены 120 тысяч долларов «за обман». И только недавно выяснилось, что история фейковая и построена на рекламной фотографии клиники пластической хирургии: красивые родители с тремя детишками с классическими китайскими глазами и носами. И слоган «Все, что вам будет нужно, — придумать, как объяснить это детям».