Психология родителей, которые собираются отдать своего ребёнка в детское дошкольное учреждение, часто испытывается на прочность. Здесь и гордость за собственного малыша, и страх расставания с ним на некоторое время, и масса других чувств, трудно поддающихся определению. Однако следует помнить и об особенностях детской психологии. Ведь ребёнок в этой ситуации тоже испытывает колоссальные нагрузки, как физические, в виде смены режима, так и психоэмоциональные. Попробуем разобраться, как минимизировать негативные стороны и сконцентрироваться лишь на позитивных.
Психология родителей, чьи дети идут в детский сад
Родителям, впервые отдающим своего ребёнка в детский сад, необходимо морально подготовиться к такому решению. Нужно быть готовым «отпустить» от себя ребёнка, ведь порой это сделать тяжело. Но такая чрезмерная привязанность может пойти во вред ребёнку. В корне психологии родителей должна прочно укрепиться мысль о том, что садик — это не «неизбежное зло», а возможность для более полноценного и всестороннего развития детей. Ребёнку в возрасте до семи лет крайне важно общение с представителями разных возрастов, как мальчиков, так и девочек. Зачастую родителям не под силу обеспечить такое разностороннее общение самостоятельно. Тут на помощь приходят различные детские дошкольные учреждения: навыки общения, полученные здесь, просто бесценны для психологии развития.
Не стоит так же забывать и о том, что до поступления в школу ребёнок должен овладеть значительным багажом знаний и навыков, которые работающие родители зачастую не могут освоить с ребёнком самостоятельно.
Родителям нужно быть абсолютно уверенными в квалификации и доброжелательном отношении воспитателей к своему ребёнку. Необходимо знать, что дети находятся под неусыпным контролем, а игровые площадки совершенно безопасны. Только при таком психологическом настрое родителей процесс совместного освоения садика будет успешным.
Учитываем нюансы детской психологии перед поступлением в детский сад
Сформировавшаяся примерно к трем годам детская психология такова, что ребёнок крайне неохотно идет на кардинальные изменения в окружающем его мире. Чтобы подготовить ребёнка к такому ответственному шагу необходимо заблаговременно (от нескольких недель до месяца) проводить с ним беседы о его посещении детского сада либо же центров раннего развития детей. Пусть эти беседы будут в исключительно положительном ключе. Говорите о том, что ребёнка ждет масса новых друзей, таких же веселых деток, как и он; новые игры, в которые он сможет поиграть с друзьями; интересные занятия по рисованию и лепке и т. д. Обязательно заранее следует показать ребёнку детское дошкольное учреждение, в которое родители собираются его отдать. Пусть детская психология освоится с тем, что это место скоро перестанет быть чужим.
Часто детские сады имеют адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Там малыша можно оставить на несколько часов в день, где он сможет свыкнуться с общей атмосферой детского сада, новыми правилами поведения и порядками. Если есть такая возможность, стоит обязательно посетить такую группу и понаблюдать, насколько легко ребёнок вливается в непривычное для него окружение и его психология готова к переменам.
Не стоит лениться посещать садик регулярно. Многих мам по утрам мучают сомнения, а стоит ли сегодня вести ребёнка в сад (плохая погода, капризное поведение накануне). Такое поведение не останется незамеченным ребёнком, и родителям потом придется ежедневно сталкиваться с огромным количеством придуманных ребёнком поводов не идти в сад.
Немаловажно привести домашний режим дня хотя бы напоминающий тот, с которым ребёнок столкнется в скором времени. Так дети, привыкшие спать до полудня, вряд ли захотят радостно подниматься затемно и идти в сад. Это выступит еще одной причиной для негативного настроя ребёнка. Коррекцию режима следует начать хотя бы за несколько месяцев до начала посещения сада.
Советы специалиста-психолога о психологии развития детей
Психологи советуют начинать посещение детского сада с нескольких часов в день на протяжении одной-двух недель, чтобы эмоционально не перегружать ребёнка. Забирать тоже следует немного раньше назначенного времени, чтобы у ребёнка осталось ощущение того, что он вдоволь не наигрался. Тогда ребёнок будет с нетерпением ожидать похода в садик на следующий день. Оставлять детей на обеденный сон рекомендуется только после полной адаптации ребёнка в саду. Здесь главным критерием выступает рекомендация воспитателя о том, что психология развития ребёнка готова к этому шагу. Часто малышу требуется около месяца, чтобы полноценно влиться в график детского коллектива.
Стоит обязательно пообщаться с детским психологом, работающим в садике. Рассказать ему, что психология развития ребёнка имеет свои особенности, возможно, он требует к себе особенного подхода (мало кушает, тяжело засыпает, трудно находит общий язык с другими детьми). Сообщить, если в семье случаются важные события (рождение еще одного ребёнка, переезд в новый город, развод родителей). Опираясь на свой опыт, он поможет ребёнку легче влиться в детский коллектив, обратит внимание родителей на моменты, которые родители могут упустить. Зачастую психология поведения ребёнка — это прямое отражение происходящих в семье событий. Если ребёнок весел, доброжелателен, открыт к общению, значит, отношения в семье находятся на должном уровне. Если же ребёнок тревожен, обидчив, раздражен — родителям следует обратить пристальное внимание на микроклимат, царящий дома.
Не нужно подавлять чувств ребёнка, можно позволить себе и ему погрустить при расставании перед детским садом. Ведь чем больше волнений подавляется, тем больше давление оказывается на ребёнка и ему все тяжелей справляться со стрессом. Было бы замечательно придумать свой способ прощания, чтобы оставить ребёнка в приподнятом настроении, поцеловать и обнять.