Появление ребёнка в местах, где взрослые сосредоточены на достижении трудовых успехов и вообще заняты «скучными» делами, вызывает неоднозначную реакцию администрации и сотрудников. Одни с умилением разглядывают дитя, восхищаясь детской непосредственностью. Другие, равнодушно скользнув взглядом, углубляются в свои дела. Как родителям объяснить администрации появление ребёнка в офисе? Что делать, если детеныша совершенно некуда пристроить и приходится брать его с собой на работу, и как на это может отреагировать начальство, разбираемся на MedAboutMe.
О чем «молчит» Трудовой Кодекс
Права детей и родителей определяет Семейный Кодекс РФ (СК). Родители, согласно СК, обязаны обеспечить детям нормальные условия для проживания, обучения и развития. Для этого взрослым необходимо работать, а в этом случае они уже подчиняются своду законов о труде, регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателями. И вот здесь-то часто возникает одна проблема, которая не оговаривается в Трудовом кодексе. Речь идет о детях сотрудников, периодически появляющихся на работе у родителей.
Ситуации, когда ребёнка совершенно не с кем ставить на время работы, встречаются чаще, чем того хотелось бы взрослым:
- садики закрывают на карантин или ремонт;
- в школе начинаются каникулы;
- дети болеют, а на работу маме нужно идти обязательно;
- бабушки нет поблизости или она прочно занята своими делами;
- ребёнок элементарно не доберется домой из школы без взрослых.
Выход кажется легким для родителей. Берем ребёнка с собой на работу, где он тихо сидит в офисе, рисуя свои картины или занят планшетом. Если бы все было так просто!
Да, Трудовой Кодекс «молчит» на этот счет, потому что в нем запрет на появление детей на рабочем месте родителей не прописан. Однако законом о труде определено, что в любой организации должны быть, прописанные локальными актами, правила внутреннего распорядка. Руководство предприятия обязано приказом определить их порядок, а работникам, ознакомленным с правилами, необходимо их соблюдать. Если в приказе прописан запрет на появление и нахождение на рабочем месте посторонних лиц, не связанных с выполнением работниками своих трудовых функций, то их и не должно быть на рабочем месте. Ребёнок, в данном случае, как раз и будет этим самым «посторонним лицом», отвлекающим от работы маму или папу.
По закону работодатели самостоятельно разрабатывают и утверждают на своем предприятии документы для организации рабочего процесса, учитывая нормы трудового законодательства.
Важно!
Каждый работник предприятия должен ознакомиться со всеми документами, обязательными для исполнения в организации. Впервые это делается при приеме на работу. Повторно сотрудников знакомят с документами при введении новых политик.
Если внутренняя политика организации не предполагает присутствие посторонних на рабочем месте, то за нарушение этого запрета руководитель вправе:
- потребовать письменное объяснение работника;
- привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию.
В случае, если присутствие постороннего лица на рабочем месте (в данном случае ребёнка), препятствует выполнению трудовых обязанностей, а к работнику уже применялись дисциплинарные взыскания, он может быть уволен за неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин (статья 81, п.5 Трудового Кодекса РФ).
Увольнение, конечно, крайняя мера, но руководство организации при систематическом нарушении служащими правил внутреннего распорядка вправе поступать на свое усмотрение. Как предотвратить подобные ситуации?
Минтруд предлагает оборудовать детскую в офисе
Школы, детские сады и ясли, конечно, решают вопрос присмотра за детьми, но что делать, если ребёнка решительно не с кем оставить? На этот счет у государства есть новые предложения. Официально объявлено о разработке национального проекта Демография, старт которого намечен на 2019 год. В него включены несколько программ, направленных на поддержку семей, укрепление здоровья и помощь женщинам, имеющим детей, укрепление физического здоровья народа.
Интересен пункт, касающийся повышения производительности труда женщин. Это дополнение к нацпроекту внесено по инициативе Минтруда. В рамках программы предполагается создание в офисах специальных помещений, приспособленных для приема детей сотрудников. Однако это не означает, что отдельная комната будет забита игрушками, а дети предоставлены сами себе. Планируется выделение средств на обучение женщин, которые выразят желание освоить профессии, связанные с уходом за детьми. Станет возможным получение грантов на создание условий, т. е. детских комнат в офисах предприятий, оборудованных всем необходимым для приема детей и соответствующих стандартам СанПина.
Замысел проекта демографического развития является многослойным. Его цель заключается в улучшении положения в стране путем стабилизации уровня прироста населения. Он содержит несколько государственных программ:
- дополнительное выделение средств для помощи семьям при рождении ребёнка;
- предоставление условий занятости женщин;
- строительство новых детсадов и яслей;
- изменение норм жизни, внимание спорту.
Что нового предполагается в содействия занятости для женщин? Планируется, что женщина сможет:
- получить повышение квалификации или обучиться профессиям, предполагающим получение навыков по уходу за детьми (воспитатель, няня);
- открыть «группу ухода», т. е. присмотра за детьми.
С помощью программы государство сможет дать возможность женщинам обучиться новым видам занятости. Выделение грантов поможет желающим открыть подобные группы по уходу за детьми именно при организациях, чтобы сотрудники могли приводить туда своих детей. Вложений потребует оборудование детских комнат, их соответствующее оформление, комплектация штатов и выполнение санитарных нормативов. Проект совершенно новый, поэтому его реализация потребует усилий всех участников нацпроекта.
Во времена СССР существовали ведомственные детсады и ясли, куда могли попасть только дети работников предприятия соответствующего ведомства. Сейчас крупные корпорации пытаются вспомнить опыт доперестроечных времен и создают в пределах ведомственных зданий комнаты для детей сотрудников. Почему это могут позволить себе лишь крупные предприятия?
Во-первых, необходимо помещение. Из стандартного офиса можно сделать детскую, но превратить обычную комнату в полноценный комплекс и для игр, и для отдыха, отвечающий всем современным требованиям, можно только в том случае, если подобное помещение было заложено еще при проектировании здания.
Во-вторых, финансовая сторона вопроса тоже играет существенную роль. Маленькие компании не в состоянии финансировать содержание детских комнат и штата сотрудников.
В-третьих, чтобы арендовать площади под детские комнаты, нужны средства, которые нужно либо изыскать в бюджете организации, либо планировать такие расходы заблаговременно.
В нацпроекте нет указаний о том, что организация присмотра обязательна для предприятия. Она рекомендована как способ повышения занятости мам дошколят и обучающихся младших классов.
Как увидеть родителей «не в семье»
Повезло тем работникам, где руководством принято решение обустроить комнаты для детей сотрудников, но пока это случается редко. Родители, которым не с кем оставить детей, вынуждены брать их с собой на работу. Не всегда администрация и другие сотрудники рады появлению «малолетних сотрудников».
Был такой период в нашей жизни, когда горячо любимая бабушка уехала в гости к родственникам. А тут, как назло, карантин в саду. Дашу пришлось брать на работу, потому что найти так вдруг няню сложно. Вообще-то она спокойный ребёнок. Дома проблем нет, но в непривычной обстановке в офисе она не отходила от моего стола ни на шаг, что было не совсем удобно. Я работаю в рекламной компании, много звонков, клиентов. Не все реагируют на ребёнка однозначно.
В первый день начальник сделал вид, что не заметил Дашу, во второй вежливо улыбнулся и поинтересовался у нее, сколько ей лет. На третий день, увидев нас с дочерью в коридоре, директор сказал, что отпускает меня сегодня домой, при условии что я выполню всю работу дома. Вечером мне на почту пришло уведомление, в котором сообщалось, что появление детей в офисе запрещено и нарушение приказа повлечет за собой штраф, а затем выговор. Больше я дочь на работу не приводила.
Не все управляющие так нервно реагируют на появление детей на рабочем месте. В некоторых крупных корпорациях успешно практикуют проведение так называемых «детских дней», когда сотрудникам не только не запрещено, но даже рекомендовано приводить детей на работу. В такие дни дети получают возможность лучше узнать своих родителей, а те, в свою очередь, могут наглядно показать, почему они так заняты на работе и пообщаться дополнительно с детьми. Безусловно, дочери и сыновья не смогут выдержать напряженный ритм взрослых, поэтому для детей предусмотрены перерывы, занятия с аниматорами, игры и время на «всемогущий» компьютер, доступ к которому на работе у мамы или папы свободный.
Попытки предоставить людям возможность работать в комфортных условиях уже неоднократно предпринимались в США. Например, основатели компании Zutano позволили сотрудникам приходить на работу с детьми. Цель этого мероприятия была благородная: предоставить людям возможность выполнять свою работу качественно, даже после рождения ребёнка. Они разрешили мамам приводить детей с собой на работу, чтобы женщины не отвлекались на переживания по поводу садиков или яслей, а сосредоточились на выполнении своего задания.
Однако такие случаи не стали массовыми. Вариант «идем на работу вместе с ребёнком» не приживается. Тому есть свои причины.
Во-первых, работодатели думают, что сотрудники будут постоянно отвлекаться от работы, если ребёнок находится поблизости.
Во-вторых, в нашей стране еще не сформирована внутренняя культура, позволяющая работодателю принять этот вид работы сотрудников.
В-третьих, существует непонимание руководителей, как трансформировать офисные помещения для размещения в них детей и совместить это с эффективным рабочим процессом.
На мой взгляд, преобразования не так масштабны и затратны, как это представляется администрации предприятий. Выход есть:
- можно частично переоборудовать помещение, чтобы обустроить комнату, где могут разместиться дети;
- согласовать с женщинами график работы, предполагающий дни, когда она может работать неполный рабочий день;
- мамы могут выходить на работу раньше после родов, если они уверены, что ребёнок находится рядом под присмотром профессионально подготовленной няни или воспитательницы.
Я считаю, что молодые родители будут «держаться» за такую работу, где администрация проводит политику, которая позволяет молодым семьям экономить на оплате за ясли-сад.
Для компании выгода очевидна:
- не нужно тратить деньги на рекрутинг и обучение нового сотрудника;
- работодатель не беспокоится о финансовых потерях из-за низкой производительности новичков;
- нет расходов на новый социальный пакет.
Разрабатывая программу посещения офиса детьми сотрудников, мы преследовали цель познакомить детей с работой родителей. Мы показываем детям, что значит быть журналистом, телеведущим и как работают на радио. Это то, чем мы, родители, занимаемся здесь. Дети видят нас на рабочем месте, наблюдают за работой родителей, получают опыт и понимают, почему у родителей так мало времени остается для общения с детьми. Для детей это важно, потому что им проще будет определиться с выбором предметов в колледже, сделать выбор профессии, и вообще определиться, хотят ли они заниматься этим дальше.
Как бы ни сопротивлялись работодатели всех стран, но перемен не избежать. Во многих компаниях проблем с «младшими» сотрудниками почти не возникает. Речь не идет, конечно, о вредных производствах. В таких местах детям действительно нечего делать.
Продвинутые мамы всегда имеют с собой запас подручных средств для того, чтобы было чем заняться любимому чаду в офисе: планшет, игрушки, набор карандашей-фломастеров-маркеров для раскрашивания, игрушки.
Разработка правительством новых проектов, направленных на улучшение условий жизни и труда молодых семей, вселяет надежду на скорое решение проблемы «детки в офисе». И тогда у родителей уйдет беспокойство и появится время для дополнительного общения с детьми, не покидая рабочего места.
Попытки предоставить людям возможность работать в комфортных условиях уже неоднократно предпринимались в США. Например, основатели компании Zutano позволили сотрудникам приходить на работу с детьми. Цель этого мероприятия была благородная: предоставить людям возможность выполнять свою работу качественно, даже после рождения ребёнка. Они разрешили мамам приводить детей с собой на работу, чтобы женщины не отвлекались на переживания по поводу садиков или яслей, а сосредоточились на выполнении своего задания.
Однако такие случаи не стали массовыми. Вариант «идем на работу вместе с ребёнком» не приживается. Тому есть свои причины.
Во-первых, работодатели думают, что сотрудники будут постоянно отвлекаться от работы, если ребёнок находится поблизости.
Во-вторых, в нашей стране еще не сформирована внутренняя культура, позволяющая работодателю принять этот вид работы сотрудников.
В-третьих, существует непонимание руководителей, как трансформировать офисные помещения для размещения в них детей и совместить это с эффективным рабочим процессом.
На мой взгляд, преобразования не так масштабны и затратны, как это представляется администрации предприятий. Выход есть:
- можно частично переоборудовать помещение, чтобы обустроить комнату, где могут разместиться дети;
- согласовать с женщинами график работы, предполагающий дни, когда она может работать неполный рабочий день;
- мамы могут выходить на работу раньше после родов, если они уверены, что ребёнок находится рядом под присмотром профессионально подготовленной няни или воспитательницы.
Я считаю, что молодые родители будут «держаться» за такую работу, где администрация проводит политику, которая позволяет молодым семьям экономить на оплате за ясли-сад.
Для компании выгода очевидна:
- не нужно тратить деньги на рекрутинг и обучение нового сотрудника;
- работодатель не беспокоится о финансовых потерях из-за низкой производительности новичков;
- нет расходов на новый социальный пакет.