Основа воспитания детей в Японии — доброжелательность, толерантность и отсутствие наказаний до определенного возраста. Однако привыкшие к полной вседозволенности в детстве, японцы вырастают гармоничными личностями и непременно законопослушными.
Что же особенного знают воспитатели в детских садах в стране восходящего солнца и как им удается, не применяя жестких мер воздействия на малышей в юном возрасте, вырастить граждан страны, умеющих жить интересами группы, общества и страны в целом, узнаем вместе с MedAboutMe.
От «императора» до «равного»
«Традиции» — главное слово для всех японцев. Они пронизывают всю их жизнь, включая систему воспитания и образования. Традиционное отношение к самым маленьким определяется как обращение с «императором», поэтому маленьким «правителям» не запрещают по-своему познавать окружающий мир, не отчитывают за проступки и не наказывают, а лишь предостерегают: «горячо», «опасно», «грязно». Не приветствуются в японском обществе и телесные наказания для малышей поэтому, когда дитя падает или обжигается, то виновата во всем будет мама — не уследила. Дети практически постоянно до тех пор, пока их не определят в детсад, находятся с матерью. На ней лежит ответственность за все: жизнь, здоровье и воспитание ребёнка. Именно ей отведена определяющая роль. Прежде для японской мамы немыслимо было отдать малыша в ясли до трех лет. Подобный поступок порицался в обществе и мог быть оправдан лишь исключительными обстоятельствами. В современной Японии из-за активного влияния европейского образа жизни мамы стали больше работать, поэтому изменилось отношение к мамочкам, отдающим деток в ясли. Однако в большинстве семей ребёнок традиционно остается при маме в нежном возрасте.
Если мама хмурит брови
Для японского общества вообще традиционно, что мать занимается воспитанием. Отец лишь иногда вмешивается в процесс. Чаще это происходит в выходные дни, когда папы отправляются с детьми на прогулку или совместный отдых.
Чтобы подчеркнуть неразрывную связь ребёнка и мамы, у японцев есть старинная традиция: часть пуповины после рождения дитяти высушивают, помещают в деревянную коробочку с надписью, где выбиты дата рождения ребёнка и имя матери, что означает символическую связь между ними.
Привязанность к маме настолько велика, что стоит ей нахмурить брови или выразить неудовольствие поведением и поступками детей, это действует сильнее, чем крики и наказания.
Именно в этой стране появилась книга Масару Ибука, где утверждалось, что личностные основы можно и нужно заложить в первые годы жизни, т. е. до трех лет. Поэтому предназначение родителей — создание условий, когда ребёнок сможет развить способности. Кстати, японской маме нужно следовать правилам группы точно также. Например, для продолжительных походов, мама должна подготовить малышу бокс с едой, где вместо привычных нам бутербродов, обязательно должны присутствовать больше двадцати (!) продуктов. Если же мама вздумает все это купить в магазине, то ей могут сделать замечание, смысл которого сводится к тому, что она не любит своего ребёнка, если не захотела приготовить обед своими руками.
«Детсадовский» дефицит
Ветер перемен коснулся и консервативной Японии. Число работающих женщин в стране увеличивается, но они вынуждены увольняться с работы из-за недостаточного количества детских садов. По этой причине Япония занимает 101 место из 145, т. е. уровень гендерного неравенства высокий.
В Стране восходящего солнца определить дитя в детский сад достаточно сложно еще и потому, что в стране существует специальная процедура, согласно которой родители должны подтвердить документально, что в семье все работающие и сидеть с ребёнком действительно некому. Оплата зависит от заработной платы взрослых — чем выше доходы, тем больше расходы на содержание малыша ДОУ.
Если все жители Японии будут работать, необходимо увеличить число детских учреждений, которых и в нынешних условиях катастрофически не хватает. В стране не достаточно людей с педагогическим образованием для работы в детском саду. Причина кроется в невысокой оплате труда педагога.
Функции детского сада
Дошкольное образование не обязательно для ребёнка. Все детские учреждения делятся на два вида: образовательный и воспитательный. Знаний, как таковых, детсады Японии не дают. Они выполняют вспомогательную функцию, т. е. ведут подготовку ребёнка к тому, чтобы он стал полноценным членом общества: самостоятельным, дисциплинированным, ответственным.
Существующие сады в Японии ведут свою деятельность следующим образом:
- работающие полный день и часть дня в субботу;
- присмотр за детьми осуществляется неполный день;
- детский сад, под патронатом высшего учебного заведения, что гарантирует поступление в школу при университете.
Оплата за посещение ребёнком «университетского» детсада будет стоить родителям очень дорого, а малышу предстоит серьезное тестирование.
Привычка к социализации
Воспитать члена общества, способного работать в коллективе, подчиняться его законам и никоим образом не выделяться — основная задача педагогов в детском саду.
Для этого группы постоянно формируются по-новому через определенный промежуток времени.
Постоянная смена детей связана с желанием воспитать привычку жить в социуме.
Для достижения этой цели в японских детских садах применяются такие методы:
- частая смена воспитателей, чтобы дети не привыкли к ним;
- группы детей формируются небольшие;
- не бывает детей «хороших» и «плохих» — бывает единство с группой.
Главный постулат — «не выделяться», иначе это вызовет неодобрение в обществе. Хотя с недавних пор, не без участия европейских принципов воспитания, японские педагоги склоняются к тому, что подобный подход необходимо изменить.
Кумон и ребята
Для развития самостоятельного приобретения любых навыков (чтение, математика, творчество) широко используется методика, разработанная Тору Кумоном для собственного ребёнка. Занятия предполагают систематическое развитие навыков внимания, усидчивости, самодисциплины. Система позволяет ребёнку прочувствовать как можно добиться высоких результатов самому при постоянной готовности к новым достижениям. Методика «Kumon» популярна во всем мире. Ее ценности определены заветами создателя — Тору Кумона:
- индивидуальный ритм занятий для каждого ребёнка;
- обучение не утомительное, организовано в форме игры;
- веру в свои силы воспитывает самостоятельность, т. е. все задания дети выполняют, не надеясь на помощь взрослых;
- подготовка к занятиям в школе и усидчивости посредством регулярного выполнения заданий, что помогает адаптации в школьном коллективе.
Начинаются все задания с самых простых и планомерно переходят к следующей, более сложной.
Особенно по душе детям развивающие наклейки «Kumon», предназначенные детям от двух лет. Малыши наклеивают их рисунки в обозначенных местах, что способствует развитию мелкой моторики и пространственного мышления.
Мы живем в Японии не так давно. Это связано с работой мужа. У нас двое детей, старшего удалось устроить в детский сад.
Что мне особенно нравится — воспитание самостоятельности и ответственности у детей. Мой сын хорошо знает, что все его заслуги поощряются специальными наклейками в особой тетрадке и старается заработать побольше ярких наклеечек. У каждого ребёнка есть такие дневнички, где воспитатель отмечает любые их действия за день. Неважно, какое задание выполнял ребёнок — оценка его труда будет обязательно, т. е. я обязательно буду в курсе всех событий. Кроме того, есть еще одна тетрадь, куда педагог записывает все, чем ребёнок занимался в течение дня, задает вопросы родителям, делает заметки.
Как «взять высоту»
Ребятишек в Японии приучают к самостоятельности с юного возраста, причем принцип «ты должен все сделать сам» выполняется неукоснительно. «Сам» — это значит уметь вымыть пол, вытереть со стола, убрать за собой т. к. уборщиц в детском саду нет.
Мамы достаточно часто присутствуют в группе, когда дети играют, участвуют в спортивных праздниках, идут на экскурсию или на прогулку. Однако, если европейская мама заметит, что ребёнку трудно подниматься по склону горы, например, она попытается ему помочь. В Японии это не приветствуется. Ребёнок все должен сделать сам. Так же «сами» дети бегают босиком во время спортивных праздников осенью, что русскую маму однозначно привело бы в ужас. «Взять высоту» не выделяясь — вот главное в воспитании будущих граждан Страны восходящего солнца.
Мы построили детский сад в 2007 году неподалеку от Токио. Он называется «Фудзи».
По форме он напоминает огромный круг. Почему так? А ведь все родители замечали, что дети обожают «бегать кругами», правда?
Опасения директора и прочих чиновников из-за отсутствия поручней и вообще ограничителей в привычном виде, мы развеяли, использовав деревья, которые уже росли на участке. С точки зрения архитектуры, это здание — просто крыша, которая служит игровой площадкой.
По плану здесь должно хватить места на 500 ребятишек. В здании и внутри него все способствует развитию творческих способностей детей:
- отсутствуют закрытые стены;
- большую часть года помещения открыты;
- территория детсада и внутренние помещения открыты для свободного прохода;
- акустических барьеров, создаваемых перегородками, тоже нет.
Мы считаем, что детям лучше, если нет ограничений и развитие идет в естественных шумовых условиях. Малыши лучше концентрируются на занятиях и даже лучше спят.
Создавая детский сад, мы старались устроить все так, чтобы в некоторых его местах дети научились понимать, как преодолевать опасность. Они узнают, как безопасно спуститься с лестницы или вскарабкаться на дерево и помогают друг другу, если кому-то трудно. Длина окружности этого здания — 183 м и дети не один раз за день преодолевают это расстояние, поэтому атлетически они лучше развиты, чем их сверстники в других садах.
Здесь не оберегают чрезмерно детей, не мешают им падать и получать ссадины. Здесь учат детей жить в реальном мире. Так они готовятся к жизни в обществе.
Семьи, традиции и устои, подходы к воспитанию во всех странах мира разные. Однако разное по форме воспитание предполагает общее нравственное содержание, которое делает маленьких человечков настоящими людьми.