Согласно данным медицинской статистики, диагноз «аутизм» ставится сегодня приблизительно пятерым из десяти тысяч малышей. При этом частота выявления патологии у мальчиков более чем троекратно превышает показатели заболеваемости у девочек.
Чаще всего признаки аутизма заявляют о себе уже в раннем возрасте и характеризуются выраженным расстройством развития, проявляющимся, в первую очередь, в проблемах общения и социальной адаптации. По степени тяжести аутизм стоит на четвертом месте среди всех детских заболеваний, входя в число самых трудноизлечимых патологий.
Причины детского аутизма
Причины аутизма у детей по сей день окончательно не выяснены. Результаты исследований позволяют говорить о возможной взаимосвязи патологии со следующими факторами:
- наследственность, аномальная комбинация генов, генетические мутации;
- структурные нарушения и функциональные расстройства головного мозга;
- химический, гормональный, функциональный дисбаланс в организме, обусловленный неблагоприятными внешними факторами или индивидуальными генетическими предпосылками;
- позднее родительство (зачатие ребёнка в возрасте старше 40 лет);
- осложнения беременности, преждевременные или трудные роды;
- воздействие на организм матери и плода содержащихся в сельхозпродукции пестицидов и гербицидов;
- наличие у будущей матери вредных привычек (курение, употребление алкоголя или наркотиков);
- неблагоприятная экология;
- некоторые постнатальные факторы (интоксикация детского организма тяжелыми металлами, вирусные инфекции и т. д.)
При своевременно начатом лечении болезни, детский аутизм достаточно успешно поддается коррекции. Терапия показывает наиболее высокие результаты в тех случаях, когда диагноз поставлен до момента достижения ребёнком двухлетнего возраста. Поэтому особенную актуальность для врачей и родителей представляет вопрос ранней диагностики патологии.
Аутизм у детей: симптомы и признаки
Чаще всего диагноз «аутизм» ставится малышам в возрасте 2,5-3 лет, в то время, когда у детей начинают отчетливо проявляться нарушения речи, поведения и общения. Однако существует ряд косвенных симптомов, которые позволяют выявить патологию на более ранних сроках. Сигналом о необходимости проведения детского обследования для родителей должны выступить следующие признаки:
- годовалый малыш все еще не гулит, не реагирует на свое имя, не указывает жестами на игрушки или другие предметы;
- ребёнок не начал говорить к полутора годам;
- двухлетний ребёнок не умеет строить простые фразы, не проявляет интереса к окружающим;
- имеет место аномальный характер речи (искаженные интонации, слишком громкая либо, наоборот, тихая речь, повтор чужого вопроса вместо ответа на него, и т. д.)
В целом, выделяют три группы признаков детского аутизма, проявляющихся у каждого отдельного ребёнка в той или иной степени:
- Нарушения социализации: отсутствие контакта «глаза в глаза»; зацикленность на собственных занятиях; абсолютное непроявление интереса к окружающим, в частности — к сверстникам.
- Нарушения коммуникации: скудность жестикуляции, эмоций и мимики; отсутствие познавательной активности; выраженная задержка или полное отсутствие речи; аномалии речевого развития — бессвязность слов, повторы, нарушения интонации.
- Стереотипное поведение: склонность к однообразным действиям и занятиям; многократные повторения бессмысленных движений — покачивание головой, хлопанье в ладоши, пощелкивание пальцами и т. д.
У детей, страдающих аутизмом, также могут отмечаться навязчивые идеи и страхи; не исключено возникновение приступов агрессии и патомимии (самоповреждающего поведения).
Большинство детей-аутистов имеют легкую/умеренную степень умственной отсталости. Глубокая отсталость обычно бывает обусловлена сочетанием аутизма с микроцефалией, эпилепсией или хромосомными аномалиями. При легких формах заболевания уровень интеллекта ребёнка может соответствовать норме или даже превышать средние показатели.
Детский аутизм: лечение болезни и специфика реабилитации
Современные наука и медицина пока не располагают средствами, способными полностью излечивать аутизм у детей. Тем не менее, сегодня разработаны и действуют эффективные реабилитационные программы, помогающие аутистам максимально приспособиться к жизни в обществе. Благодаря таким программам многие пациенты приобретают возможность не только жить и обслуживать себя самостоятельно, но и получить образование и даже реализовать себя в избранной профессии.
Реабилитационные мероприятия при аутизме у детей имеют следующую направленность:
- создание условий, благоприятствующих развитию ребёнка;
- привитие малышу навыков, необходимых при обучении;
- коррекция и развитие речи;
- купирование навязчивых страхов и неконструктивных форм поведения;
- обучение эмоциональному контакту, подражанию, наблюдению, социальным ролям и играм;
- привитие навыков социализации и самообслуживания.
Для достижения обозначенных целей к работе привлекается целая команда специалистов, в которую входят педиатры, патопсихологи, психиатры, психотерапевты, логопеды, неврологи и т. д. Медикаментозная терапия при диагнозе «аутизм» у детей применяется в исключительных случаях и может выступать лишь в качестве вспомогательного элемента реабилитации, позволяющего корректировать нежелательные состояния.
То, насколько успешно будет поддаваться коррекции детский аутизм, бывает обусловлено комплексом факторов. Прогноз во многом зависит от степени тяжести патологии, возраста ребёнка, своевременности диагностики и наличия поддерживающих ресурсов. Наиболее перспективными с точки зрения эффективности реабилитации считаются дети со сформировавшейся речью и достаточным уровнем интеллектуального развития. Однако в медицине нередки случаи, когда даже при тяжелых формах заболевания реабилитационные мероприятия показывают высокие результаты, значительно повышая уровень развития и качество жизни больного ребёнка.