16 апреля в реанимацию города Уфы доставлен Дмитрий Быков, известный поэт, публицист, писатель и школьный учитель. А также кинокритик, официальный биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Лауреат 8-ми национальных литературных премий и просветитель, Дмитрий Львович летел в Уфу для проведения лекции об анекдоте как литературном жанре. Лекцию срочно отменили, и интернет залихорадило: кома, инсульт, отек мозга… Информация о причинах и состоянии Быкова меняется каждые пять минут. MedAboutMe разбирается в том, что же на самом деле происходит в Уфе.
Версия политического заговора
Дмитрий Львович, помимо литературного таланта, известен также как оппозиционер действующей российской власти. Он неоднократно выступал на митингах, писал сатиру на острые политические темы. Эти произведения публиковались и были частью проектов «Гражданин поэт» и «Гражданин хороший», где их читал актер Михаил Ефремов, друг Быкова. Михаил сообщил, что на здоровье Дмитрий Львович не жаловался. Сейчас Быкову 51 год.
Как только в СМИ появились сообщения о внезапной болезни Быкова, соответствующие форумы запестрели намеками на причину состояния поэта: «Накануне комы была опубликована статья Быкова с резкими критическими высказываниями о ситуации в России».
Так попытались объяснить ухудшение здоровья Дмитрия Львовича некоторые сочувствующие его политическим взглядам люди, указывая на внешнюю причину происходящего.
Как развивались события
Как сообщают организаторы серии лекций Быкова, предыдущее выступление в Екатеринбурге прошло отлично, и жалоб на здоровье не было. Это подтвердил и Евгений Ройзман, бывший мэр Екатеринбурга, который посещал лекцию и опубликовал фотографию с Дмитрием всего за несколько часов до экстренной госпитализации.
После Екатеринбурга в плане стоял визит в Уфу, куда группа полетела на самолете. Еще до взлета самочувствие Быкова стало ухудшаться, но от врачебной помощи он отказался. В самолете Быкову стало плохо. На высоте в 10 000 метров над землей недомогание дополнилось рвотой. В первые минуты экипаж самолета не обратил внимания на жалобы пассажира, считая, что симптомы — это признак чрезмерного употребления алкоголя. Сам Дмитрий неоднократно подчеркивал, что совсем не пьет.
Схожая ситуация в свое время вызвала скандал с недавно скончавшейся Юлией Началовой. В интернете даже распространялось видео о певице, которая по утверждениям очевидцев была за рулем в состоянии опьянения. Как показывает дальнейшее расследование, у Юлии и Дмитрия такое состояние могло быть вызвано одинаковыми проблемами со здоровьем.
Экипаж самолета попросил помощи у пассажиров. Врач, который случайно оказался на борту, предложил Дмитрию воспользоваться кислородной маской. После окончания приступа рвоты Быков сидел в кресле с подачей кислорода, а перед посадкой почувствовал такую слабость, что был вынужден лечь на пол в проходе. В аэропорту его уже ждали врачи.
Инсульт?
Первой озвученной в Сети версией стал инсульт, хотя медики изначально предполагали последствия эпилептического припадка или нарастающий отек мозга. К моменту приземления самолета Дмитрию было настолько плохо, что вывозить пришлось на каталке. Состояние ухудшалось дезориентацией больного, избыточным возбуждением, Дмитрий «постоянно к кому-то обращался».
Как сообщается, сигнал о помощи был подан с борта самолета в 12:33, когда ситуация стала критической. Командир судна принял решение долететь до аэропорта в Уфе без экстренной посадки, лететь оставалось полчаса. В руках медиков писатель оказался в 13:13.
При попытке первичного медицинского осмотра в здравпункте, как сообщают источники, «оказание врачебной помощи оказалось затруднено, Быков был крайне возбужден и размахивал руками. Чтобы снять электрокардиограмму, потребовалось пять сотрудников для удержания пациента и электродов». В больницу из аэропорта Дмитрий приехал уже в бессознательном состоянии, где его срочно подключили к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Психомоторное возбуждение — один из возможных симптомов ишемического инсульта, хотя может быть и угнетение психического состояния. К симптомам инсульта также относятся головная боль, тошнота и приступы рвоты, потеря ориентации и т. д. Так что первый «диагноз по интернету» исключить по описаниям ситуации было нельзя. Бессознательное состояние тоже вписывалось в клиническую картину резкого нарушения мозгового кровообращения.
Кома и отек мозга на фоне острого нарушения кровоснабжения мозга
Следующими за диагнозом «инсульт» прозвучали не менее тревожные слова «кома» и «отек мозга». СМИ залихорадило, появились статьи, предсказывающие страшный исход.
К счастью, достаточно быстро все первоначальные предположения были опровергнуты.
- Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», коллега и друг Дмитрия Львовича, сообщил, что об опасности инсульта или проблем с сердцем речи не идет. Состояние Быкова «вызвано его давним тяжелым заболеванием, и есть подозрение на сахар».
- Жена Быкова, Ирина Лукьянова, также опровергла информацию об инсульте и коме.
- Эти же сведения подтвердила Светлана Большакова, официальный представитель писателя.
- В это же время «источник» из департамента здравоохранения Уфы сообщил о предварительном диагнозе: острое нарушение кровоснабжения головного мозга невыясненной этиологии.
- Окончательное официальное заявление сделал исполняющий обязанности министра здравоохранения Башкирии Максим Забелин. Он уверил, что диагноз «инсульт» не подтвердился, однако состояние Быкова тяжелое.
Отек мозга не выявили, диагноз «инсульт» опровергли. А кому стали называть медикаментозной, искусственно вызванной. Такое состояние в некоторых острых ситуациях является единственно возможным вариантом для сохранения жизни пациентов.
«Подозрение на сахар»
Дальше ситуация стала немного проясняться. У Быкова выявили повышенный уровень глюкозы («сахара») в крови, сахарный диабет II типа, а медикаментозная кома оказалась медикаментозным сном, вызванным седативными препаратами. Но тут же в заголовках появилось слово «энцефалопатия». И не спроста: согласно данным Всемирной организации здравоохранения, диабетическая энцефалопатия составляет более 60% осложнений сахарного диабета со стороны нервной системы. Однако точно утверждать о причинах энцефалопатии без полного обследования невозможно.
Причины энцефалопатии, поражения тканей мозга, крайне разнообразны. Энцефалопатия может развиваться из-за гипоксии в родах, быть следствием травм головы, инфекций, отравлений, метаболических нарушений, болезней почек, опухоли мозга...
Для поиска причины проводят анализ крови на метаболиты, компьютерную томограмму мозга. Обследования могут длиться несколько часов, но без выявления причины эффективная терапия невозможна.
В клинической картине, которая наблюдалась у Быкова, на фоне сахарного диабета можно было заподозрить как инсульт из-за развития диабетической микроангиопатии, нарушения проницаемости сосудов, так и эпилептиформный синдром. Он проявляется нарушениями сознания, паническими атаками, мозговой активностью, схожей с эпилептическим приступом. Так что основные предположения врачей при первичном осмотре имели серьезные основания.
Оборудование и лаборатория для полного обследования в клинике, где лежит Дмитрий, присутствуют. А для улучшения диагностики была организована телемедицинская консультация между местными врачами, Национальным исследовательским центром эндокринологии и главными профильными специалистами Минздрава.
Метаболический синдром: почему диабет требует дисциплины
На данный момент ясно: причина, из-за которой писатель оказался в нейрореанимации, — гипергликемия, резкое повышение уровня глюкозы в крови. Сахарный диабет — заболевание, требующее от больного серьезного отношения и строгой дисциплины. А Дмитрий, по словам друзей, увлеченный человек, который нечасто обращается к врачам, забывает об отдыхе и не спешит жаловаться на самочувствие.
Острый эпизод гипергликемии может быть вызван как нарушением режима питания, приема медикаментов, так и сильным переутомлением или стрессом. В тяжелых случаях гипергликемия приводит к диабетической коме, жизнеугрожающему состоянию. В таких ситуациях важна незамедлительная медицинская помощь в клинических условиях, и промедления крайне опасны. Сейчас что-либо прогнозировать с уверенностью невозможно: гипергликемическая кома может развиваться в течение суток. Остается только надеяться на профессионализм врачей.
Открытыми остаются вопросы причины столь резкого ухудшения состояния, а также почему информацией о диабете не владели сопровождающие Дмитрия в поездке люди, и почему он сам не высказал изначально догадки об источнике недомогания. Знал ли писатель о возможных осложнениях своей болезни или скрывал ее от окружающих до последнего?
Состояние писателя все еще расценивается как стабильно тяжелое. На врачебном консилиуме было принято решение не перевозить Быкова в Москву. Мы желаем Дмитрию Львовичу скорейшего выздоровления и будем с надеждой следить за ситуацией в Уфе.
По последним данным...
На повторном врачебном консилиуме принято решение о перемещении Быкова в московскую клинику. Состояние публициста стабильно тяжелое, без изменений к лучшему. Срок авиатранпортировки назначен на вечер 18 апреля.