Дошкольное детство — первоначальный период развития личности ребёнка. Ребёнок учится осознавать свои эмоции и контролировать их. В чём нюансы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития
В старшем дошкольном возрасте кроме стандартных эмоций появляются дополнительные. Это восторг, досада, грусть. Зачастую эмоции очень бурные, особенно, если ребёнок контактирует со сверстниками. Со взрослыми эмоции уже не настолько ярко выражаются. В целом, ребятам 6-7 лет проще контролировать свои эмоции, чем младшим дошкольникам.
У детей возникают достаточно глубокие отрицательные и положительные эмоции, и они могут быть связаны, как с прошлым, так и с настоящим или будущим. Дошкольники уже имеют широкий диапазон эмоций, умеют сопереживать окружающим людям, животным и растениями. И благодаря этому учатся осваивать сложные формы общения.
Всё, что делает ребёнок, окрашено эмоционально. И неважно, что это: игра, учёба, общение. Без эмоциональной окраски любая деятельность быстро прекратится. Ведь ребёнок занимается с самоотдачей лишь тем, что ему действительно нравится.
Дети учатся проявлять эмоции по примеру взрослых, используя при этом мимику, интонацию и определённые позы. Позитивные эмоции ребёнок будет испытывать, если взрослые, которые находятся рядом, помогают, поддерживают, радуются успехам ребёнка. И вся эмоциональная сфера в этом возрасте зависит от того, какой социальный опыт он получил в раннем детстве. Если к ребёнку относились с добротой, любовью, он вырастает отзывчивым, коммуникабельным, его эмоциональное развитие проходит правильно. Если же в детстве родители уделяли ребёнку мало времени, часто ругали, он может потерять веру в себя, стать агрессивным, обидчивым. В будущем ему будет сложно проявлять позитивные эмоции, он может стать замкнутым, недоверчивым.
Игры для эмоционального развития детей
Полезно играть с ребёнком в игры, которые помогают распознавать свои чувства, высказать их. А также игры, которые учат сотрудничать, переключать негативные эмоции на позитивные.
Изобрази эмоцию
Взрослый предлагает изобразить эмоцию страха, удивления, радости, грусти. Ребёнку необходимо изобразить её с помощью мимики или позы.
Попугай
Ведущий говорит: «Я иду гулять». Один из участников повторяет слова и при этом интонацией и невербально старается выразить задуманное чувство от перспективы прогулки. Другие дети должны отгадать, что это за чувство.
Я чувствую
Детям раздают карточки с изображением разных эмоций. Каждый ребёнок показывает изображённое чувство и рассказывает, когда он его испытывает.
Нарисуй настроение
Каждый ребёнок рисует своё настроение. Можно рисовать конкретный рисунок или абстрактные линии. Далее дети обсуждают и угадывают, какое именно настроение у каждого участника.
Расскажи, что на картинке
Взрослый предлагает иллюстрации, где изображены люди, животные и можно рассказать о том, какое настроение испытывает каждый.
И, конечно, надо чаще обсуждать с ребёнком книги, фильмы, мультфильмы, особенно останавливаясь на мотивах поведения и эмоциях героев.