У каждого поколения детей и родителей свои сложности в отношениях. В современных семьях все чаще и чаще встает проблема апатии — ребёнок не хочет вообще ничего. Родителей особенно возмущает тот факт, что в отличие от условий их собственного детства нынешние дети вовсе не перегружены домашними обязанностями, и у них гораздо больше возможностей для самореализации и развлечений. Но все — лень. Почему так происходит?
Откуда берется лень у ребёнка
Лень не бывает врожденной. Природой не предусмотрен такой механизм — живое существо должно постоянно находиться в состоянии активности для поддержания своей жизнедеятельности, иначе оно гибнет. Так и маленький ребёнок появляется на свет очень активным, и как только у него появляется возможность двигаться, он развивает бурную деятельность. Об этом часто можно услышать от родителей детей в возрасте от года до примерно трех: кроха постоянно куда-то лезет, ни минуты не сидит на месте, все ему нужно и интересно. Но проходит буквально несколько лет, и картина радикально меняется. Ребёнок больше не интересуется игрушками, не хочет гулять, тем более, выполнять какие-то нехитрые обязанности по уходу за собой и домом. Откуда взялась лень?
Причин возникновения такой апатии множество, но вот основные из них. Главная причина детской лени — это чрезмерная забота родителей о нем. Особенно часто так случается в семьях, где первые годы жизни малыша прошли не очень гладко по какой-либо причине, и родители очень переживают за него. Это накладывает отпечаток на отношения. Мама будет кормить с ложечки даже дошкольника — а вдруг ребёнок не наестся, у него такой плохой аппетит. Папа будет заправлять постель и зашнуровывать шнурки — так быстрее, да и не стоит напрягать малыша, успеется еще. Но время идет, и вот уже перед нами юный человек, который вообще не видит причин что-то в жизни делать самому — для этого существуют родители, без личных усилий всегда можно обойтись.
Другая причина — прямо противоположная. Родители-энтузиасты настолько пытаются сделать жизнь крохи активной и разнообразной, что просто не оставляют ему личного пространства для отдыха. Ребёнок и в самом деле сильно устает. Родители забывают о разнице между устройством нервной системы своей и малыша. Это для взрослого полчаса пообводить крючки — не усилие, а скорее развлечение, но для детской психики это серьезная нагрузка. В какой-то момент срабатывает еще и накопительный эффект, и даже если в какое-то время ребёнок окажется лишен привычного плотного графика, он еще долго будет приходить в себя и не желать вообще никаких дел, даже интересных и легких.
Иногда детская лень — это вообще не лень, а боязнь крохи оказаться неуспешным. Ребёнок настолько опасается, что у него не получится, что вообще отказывается даже пробовать — не поучаствую, не проиграю. Здесь родители должны пересмотреть отношения внутри семьи — откуда бы могла появиться в малыша такая неуверенность в себе? Почему он настолько боится разочаровать родителей, что даже не говорит им о своем страхе, предпочитая выглядеть ленивым?
Личные отношения
Определение причины — это уже большой шаг к решению проблемы, но родителям предстоит сделать и остальные шаги, чтобы помочь ребёнку преодолеть такое деструктивное качество, как лень. И главный метод тут — личный пример. Здоровые отношения внутри семьи всегда строятся на том, что дети пытаются так или иначе подражать родителям. Даже если они не демонстрируют этого, то опыт оседает в сознании и впоследствии обязательно оказывается решающим фактором при принятии решения.
Значит, родители должны показать ребёнку, каких дел они ждут от него. Показать личным примером и продемонстрировать, зачем это нужно было. Маме очень хочется просто посидеть на диване, но она все равно идет готовить обед, чтобы вся семья была сытой. Папа после работы хочет отдохнуть, но он обещал ребёнку поиграть с ним в футбол — и идет во двор. Так малышу открывается смысл действий — не абстрактное «надо», а понимание, зачем именно оно надо и кому. Также вскрывается истинная природа отношений внутри семьи: мы все должны заботиться друг о друге, тогда всем будет хорошо.
Детям нужен свой опыт
Чтобы не бороться с ленью в будущем, родители могут просто не душить на старте жизненную активность, которую ребёнок проявляет в первые годы. Это может стать непростым испытанием — не ограничивать, но направлять в нужную сторону энергию буйного двухлетки, который все хочет делать сам. Но кто сказал, что родителем быть просто? Пусть малыш полностью сам обслуживает себя за столом. Пролил на одежду половину тарелки супа? Не беда, заодно появится стимул после обеда изучить процесс стирки, а также лично убедиться, что сидеть в мокром неприятно, потому лучше быть осторожнее в следующий раз. Ребёнок хочет сам разобраться с новой игрушкой и рискует сломать ее? Не нужно изначально предлагать крохе сложные и хрупкие механизмы, а игрушки по возрасту сломать не так-то просто.
Конечно, родители не должны оставаться столь же демократичными, когда речь идет о здоровье и жизни малыша. Но здесь придется проявить дипломатизм. Ребёнок хочет сам выбирать одежду для улицы? Хорошо, но надевать одни легкие шорты вместо плотных брюк в холодную погоду разрешать все же не стоит. Зато родители могут предложить вариант надеть шорты внутрь штанов — так будут соблюдены интересы обеих сторон, а что на ребёнке окажется лишний предмет одежды — так ли это важно? Если малышу будет неудобно, в следующий раз он сам откажется от такого плана. Но уже на улице нужно обязательно обратить его внимание та окружающую погоду: «Представь, каково бы тебе было, если бы все-таки пошел в одних шортах»?
Родители должны поверить в малыша
Еще один важный психологический момент для ребёнка — это вера родителей в его силы. Всем детям в том или ином виде необходимо позитивное подкрепление со стороны. Но некоторым необходимо большее количество проявлений того, что родители не считают их неудачниками. Это преодоление неуверенности в себе — зачем пробовать, если все равно не получится. Родители всегда главные арбитры в жизни крохи — его рисунок может не похвалить воспитатель, посмеяться лучший друг, но если мама будет в восторге и повесит картинку на стену — прочие оценки будут неважны, и ребёнок продолжит художественно творчество.
Конечно, это не означает, что родители должны пойти по шаткому пути вечного восхваления, даже если повода к тому нет. Нужно подчеркивать реальные достижения, а недостатки проговаривать в поисках пути к исправлению. Ребёнок снова бросил полотенце на пол после утренних водных процедур? Молодец, сегодня не пришлось напоминать о том, что необходимо заглянуть в ванну, но сейчас положи полотенце в корзину, ты же больше об этом не забудешь, правда?